Отбросит ли Brexit Ольстер на 50 лет назад?

12 августа 1969 года стало началом кровавой «Смуты» в Северной Ирландии, однако мрачное прошлое может вернуться в случае Brexit – нового разделения Зелёного острова

Ровно полвека назад начался унесший жизни свыше 3,5 тысячи человек конфликт в Северной Ирландии между нацеленными на воссоединение острова католиками-«республиканцами» и «лоялистами»-протестантами, настаивавшими на сохранении Ольстера в составе Британии, которых поддерживала посланная Лондоном армия.

Формальным окончанием конфликта считается 10 апреля 1998 года, когда было подписано компромиссное Белфастское соглашение, удовлетворившее в целом обе стороны. 23 мая оно было одобрено на референдуме большинством жителей региона, после чего террористы угомонились, хотя породившие их активность проблемы не были решены полностью. 

Отмечание 50-летнего юбилея начала «Смуты» имеет, однако, вовсе не академический характер. Поскольку планы выхода Британии из Евросоюза, которые намерено реализовать любой ценой нынешнее правительство в Лондоне, бередят старые, не вполне зарубцевавшиеся раны, угрожая отбросить Ольстер на полвека назад.

Как это было

События, получившие название «The Troubles» («Смута»), начались 12 августа 1969 года в городе Дерри (официальное название - Лондондерри). Там стартовали охватившие затем весь Ольстер, включая его столицу Белфаст, столкновения «республиканцев» с «лоялистами» и полицией, к которой вскоре присоединилась «задержавшаяся» на острове на 38 лет британская армия. Как и террористические группировки с обеих сторон, прежде всего, различные разновидности Ирландской республиканской армии (ИРА).

С 1969-го по 2007 год погибли 3524 человека, включая 1857 гражданских лиц, более 47 тысяч получили ранения.

В 70–80-е годы ХХ века в Ольстере шла настоящая война. Фото: www.globallookpress.com 

Пули и взрывы бомб не щадили никого – ни солдат, ни полицейских, ни мирных жителей, ни террористов. В Ольстере процветали пытки, функционировали концлагеря, вызывавшие ужас в Европе. Этот этнополитический по своей природе конфликт распространился и на английскую территорию. Даунинг-стрит, 10 ирландские «республиканцы» обстреляли из миномёта. У здания парламента в Лондоне осуществили взрыв. От их рук погиб не имевший никакого отношения к ирландским делам прославленный британский военачальник и адмирал лорд Луис Маунтбеттен – последний вице-король Индии, дядя герцога Эдинбургского Филиппа.

С 1980-го по 1991 год, например, ИРА совершила 120 терактов на территории Британии и ещё 53 – в других странах мира. В противовес воинственным ирландским националистам-католикам протестанты – потомки английских и шотландских переселенцев – создали свою собственную террористическую структуру: «Ассоциацию обороны Ольстера».

Кто следил за политическими событиями в 70–80-е годы прошлого века, хорошо помнит, что кровавые новости из Северной Ирландии поступали ежедневно и часто доминировали на новостных полосах газет и на телевидении – и в Британии, и в СССР. Рассказы очевидцев о том, что там творилось,  шокировали.

Было и прошло?

Какое всё это имеет отношение к дню сегодняшнему? Самое прямое. Потому что североирландский конфликт, как подчеркивает Русская служба Би-би-си, «по-прежнему остаётся неразрешённым», и в Ольстере «в настоящее время продолжают существовать протестантские и католические милитаризированные организации, в том числе большинство течений ИРА». Стены городов и районов, в которых живут обе общины, до сих пор исписаны лозунгами, напоминающими о тех временах. В результате «теперь все на острове Ирландия опасаются», что из-за Brexit «мирный процесс будет сорван и в Северной Ирландии снова будут грохотать выстрелы и взрывы», ведь разрыв Лондона с Брюсселем может сорвать выполнение Белфастского соглашения. Именно такая постановка вопроса, признает Би-би-си, «стала общим местом» в политических дискуссиях в Британии и Ирландии.

Конечно, добавим от себя, есть во всём этом элемент запугивания сторонников Brexit. Но опасения такого рода всё равно обоснованы.

Причём не имеет даже большого значения, будет Brexit «мягким» или «жёстким». Дело в том, что Белфастское соглашение исходило из того, что между Британией и Ирландией не будет границы, а граждане обеих стран будут чувствовать себя на другой стороне как дома, пользуясь практически равными правами с местным населением.

Убитого ирландскими террористами лорда Луиса Маунтбеттена хоронила вся Англия как последнего из великих. Фото: www.globallookpress.com

На Зелёном острове такая ситуация, как видим, создалась раньше, чем в ЕС, но теперь в случае Brexit она изменится – с появлением на внутренней ирландской границе таможенных постов и очередей из автомобилей. Утрата иллюзии ирландского единства особенно больно ударит по чувствам и гордости «республиканцев». Поскольку за прошедшие десятилетия Ирландская республика стала более богатой и процветающей страной, чем Ольстер и Британия в целом, хотя в прошлом сильно отличалась от них своей бедностью.

Кто станет «горючим материалом»?

В Дублине, Белфасте и Лондоне в связи с этим высказываются опасения, что любые попытки воссоздать границу между двумя частями Ирландии приведут к тому, что против этого взбунтуются местные жители.

«Для националистически настроенной молодёжи, в особенности для маргинализированных молодых людей, более восприимчивых к пропаганде насилия, которую ведут диссидентские группы республиканцев, включая «Новую ИРА», разрушение границы тут же после её создания может стать абсолютным смыслом существования», – цитирует Би-би-си доклад, подготовленный ирландским сенатором Марком Дэли и экспертами ЮНЕСКО Пэтом Доланом и Марком Бреннаном.

По их мнению, которое разделяют и североирландские социологи, и жители приграничных районов, сторонники единой Ирландии сочтут таможенные пункты на границе символом разделённости острова и своей «законной» мишенью:

При нападении на такой пункт могут быть столкновения. Случайные жертвы. Близкие захотят отомстить. И пошло-поехало снова, как полвека назад...

«Горючим материалом» окажется именно молодёжь, которая родилась после «Смуты» и не помнит – в отличие от старших поколений – её ужасов.

 

Что грядёт?

На первый взгляд кажется, что это обстоятельство сужает потенциал возможных протестов и опровергает алармистские прогнозы, поскольку молодёжь составляет меньшинство населения. Но это не так. И 30, и 40, и 50 лет назад в конфликте тоже участвовало меньшинство населения, но ему вполне удалось испортить надолго жизнь большинству.

Недавняя смерть в Дерри журналистки Лиры Макки, случайно застреленной метившим в полицейских боевиком-«республиканцем», является напоминанием о том, что всё возможно. Уже есть данные о том, что в «Новую ИРА», которую власти Британии и США считают террористической организацией, из-за угрозы Brexit влились несколько десятков новых членов.

Смерть журналистки Лиры Макки: в Ольстере снова стреляют и убивают людей. Лира Макки. Скриншот www.youtube.com

Серьёзным поводом к террору с обеих сторон может стать референдум об объединении Ирландии, о необходимости проведения которого уже говорят противники «жёсткого» Brexit. За такой референдум выступает ирландская националистическая партия «Шинн Фейн», которая действует по обе стороны границы. Её программной целью является объединение Ирландии.

Военизированные группировки протестантов наряду с экономически и социально маргинализированной молодёжью этой общины также выступят против. Таким образом, конфликт обеспечен.

Лондон и Дублин в настоящий момент по своим соображениям не хотят проведения такого референдума. Но это не значит, что власти обеих стран не изменят своей позиции в будущем.

Тем более что почвы для недовольства и дестабилизации ситуации хватает и без того. Негативно повлиять в этом плане на ситуацию в Ирландии могут и события в Шотландии, которая на референдуме 2016 года об отношениях с ЕС также проголосовала против разрыва с Брюсселем. Если шотландцы реализуют свои угрозы в случае Brexit выйти из состава Соединённого Королевства, то немедленно забурлит и Ирландия.

Серьёзный экономический и соответственно социальный ущерб от Brexit в краткосрочной и среднесрочной перспективах, который затронет практически всех, также подольет масла в огонь.

Вновь «запалить» Ольстер в таких условиях будет, увы, совсем нетрудно, что придаёт особую мрачность отмечаемому сегодня юбилею. Скорее всего, прежнего размаха противостояния всё же не будет, но в том, что ситуация резко осложнится и возможны различные сюрпризы, сомневаться тоже не приходится.

Источник ➝

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

 
Фото: mbrand85 / Shutterstock.com

В 20-х числах февраля, дни православной Масленицы, накануне Великого поста в иорданском Аммане соберётся братское совещание Предстоятелей и представителей Православных Церквей. На повестке – украинский вопрос, уже разделивший Православный мир так, как он ещё не был разделён в течение последнего тысячелетия. Сможет ли Иорданское совещание изменить ситуацию? Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим. А пока предлагаем вашему вниманию наш предварительный прогноз.

В арабском Королевстве Иордания, чья граница с Израилем проходит по реке, где два тысячелетия назад Иоанн Креститель крестил Самого Христа, в конце февраля уже самая настоящая весна: цветёт миндаль, а в Акабском заливе Красного моря вовсю плещутся курортники. Спровоцированная Западом Арабская весна 2010-2011 годов обошла эту страну не то чтобы "по касательной", но протестные демонстрации закончились лишь косметическими изменениями в правящей элите, сам же король Иордании Абдалла II ибн Хусейн сохранил свою власть и смог восстановить мир и порядок в стране.

Сегодня Его Величество, в чьих жилах течёт в том числе и европейская кровь, изъявил желание примирить православных христиан, расколотых вопросом церковной автокефалии столь далёкой от Иордании Украины. Дело в том, что Иордания, будучи мусульманской страной, является канонической территорией Иерусалимского Патриархата, чей Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Феофил III, духовно окормляющий иорданское христианское меньшинство, пребывает в очень тёплых, можно сказать, дружеских отношениях с королём Абдаллой II. И в ноябре минувшего года Его Блаженство, находясь в Москве на вручении премии Международного фонда единства православных народов, озвучил следующую инициативу:

"Мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения "братской встречи в любви", дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру. Мы окажем гостеприимство освящённому собранию в столице Иорданского Хашимитского Королевства, хорошо зная, какую роль играет Его Величество Король Абдалла II как хранитель христианских и мусульманских святых мест во Святой Земле и какие усилия предпринимает Иорданское Хашимитское Королевство для обеспечения такого положения, при котором Иордания останется страной, где христиане беспрепятственно совершают свои молитвы и где рады всем".

"Братская встреча в любви" или греческий бенефис?

Слова Патриарха Феофила III вызвали как надежду, так и множество вопросов. Да, предложение очень важное, ведь как иначе можно решить проблему разделения между крупнейшей Православной Церковью мира – Московским Патриархатом и возомнившим себя чуть ли не "православным Ватиканом" Фанаром – Константинопольской патриархией, а также примкнувшими к ней Александрийской и Элладской Церквами? Разделения, спровоцированного вторжением Фанара во главе с патриархом Варфоломеем (Архондонисом) на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, вступлением в общение с украинскими раскольниками и предоставлением им "церковной автокефалии", фактически созданием псевдоправославной националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ).

 

В сложившейся ситуации единственно возможным вариантом для Русской Православной Церкви был разрыв евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом. Что и произошло ещё в 2018 году. С тех пор Фанар только укрепился в своей правоте и фактически вынуждает другие Поместные Церкви признать ряженых самозванцев из ПЦУ-СЦУ православными священнослужителями и вступить с ними в общение.

Слабину дали не только ряд афонских монастырей, административно подчиняющихся Фанару, но и священноначалие уже упомянутых Александрийской и Элладской Церквей. Священноначалие этнически греческое, а не секрет, что Фанар в своих папистских амбициях активно разыгрывает карту эллинского этнофилетизма (церковного национализма).

Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Фото: Wisam Hashlamoun / Globallookpress

И именно в этой ситуации миротворческая инициатива Иерусалимского Патриарха стала своего рода "соломинкой", соединяющей два православных мира: Русский и Греческий. Ведь сам Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Как и у другой древней Поместной Церкви – Антиохийской, которая имеет целый ряд противоречий с Иерусалимским Патриархатом, но её Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Иоанн X, уже положительно оценил инициативу Патриарха Феофила III.

Многие эксперты в России сразу же отметили: подобная встреча ни в коем случае не должна стать очередным бенефисом Константинопольского патриарха Варфоломея, его самоутверждения этаким "Всеправославным папой". Возродить былое единство Православного мира можно только в том случае, если спорные вопросы будут решаться соборно и только в строгом соответствии с церковными канонами, а не по воле земных правителей, таких, как западные кураторы Константинопольского патриархата. Со стороны же последнего сразу послышалось недовольство: мол, только Фанар имеет право созывать Всеправославные соборы, хотя речь идёт не о соборе, а о совещании, "братской встречи в любви".

Но кто же на сегодняшний день из числа Православных Поместных Церквей готов к этой "встрече в любви"? Для кого Христос, одно из Имён Которого и есть Любовь, выше, чем сиюминутные мирские политические амбиции? Кого стоит ожидать на это совещание в иорданском Аммане? Попробуем разобраться.

Кто поедет в Иорданию?

На сегодняшний день достоверно известно, что в братской встрече в Аммане, которую созывает Иерусалимский Патриарх, скорее всего, примет участие лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом на днях официально заявил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Причём подчеркнув, что представители Русской Церкви приедут в Амман, даже если Константинопольский патриарх Варфоломей, вопреки прежним заявлениям, решит в ней поучаствовать. Разрыв евхаристического общения не означает разрыва общения человеческого, через которое единственно возможно исцелить любые разделения.

Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Фото: Skiptar Motion Gallery / Shutterstock.com

Также согласовано участие Антиохийской Православной Церкви. Повторюсь, между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами существуют проблемные вопросы относительно канонических территорий, но есть надежда, что предстоящая братская встреча в любви поможет разрешить и их. Во всяком случае, участие этих двух древнейших Православных Поместных Церквей в Иорданском совещании значительно повышает его статус.

Буквально на днях стало известно, что Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Своё участие подтвердили и представители Польской Церкви и Церкви Чешских земель и Словакии. Польский Предстоятель Блаженнейший Митрополит Савва по состоянию здоровья не сможет лично присутствовать на Совещании, потому благословил представлять Польскую Церковь архиепископа Люблинского и Холмского Авеля. Также по состоянию здоровья не сможет приехать и Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший Патриарх Илия II. Но есть надежда, что и эта Церковь примет участие в Иорданском совещании.

Как ни странно, в братской встрече согласилась принять участие и Румынская Православная Церковь, отношение которой к Церкви Русской исторически является весьма прохладным. Здесь также накопился целый комплекс проблем, в том числе то, что Румынская Церковь создала свою неканоническую Бессарабскую митрополию на канонической территории Московского Патриархата в Молдавии. Более того, представители румынского священноначалия высказывались в поддержку украинской автокефалии. И в то же время на прошедшем 13 февраля 2020 года заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение:

"Обсудив приглашение Иерусалимского Патриарха Феофила на всеправославное совещание в Амман, Синод Румынской Церкви пришёл к выводу, что он изначально согласен с предоставлением автокефалии, но между Вселенским и Московским патриархатами должен быть достигнут консенсус... Участие Румынской Церкви в Аммане оправдано тем фактом, что все Автокефальные Церкви несут ответственность за совместную работу для сохранения единства и евхаристического общения, как того требует Святое Евангелие Христово".

Также есть надежда, что в Амман будет направлена и делегация Болгарской Православной Церкви. Конечно, это не сделает совещание "всеправославным", но его представительность будет очень значимой, и принятые решения, какими бы они ни были, не могут быть полностью проигнорированы теми, кто откажется от участия.

Какими могут быть принятые решения?

А вот здесь гадать не просто бессмысленно, но и опасно. Ни в коем случае нельзя оказывать давление на православных иерархов, чья архипастырская мудрость и ответственность за земную Церковь, а главное – Божия благодать, дарованная при рукоположении, позволяет решать подобные вопросы на принципиально ином уровне, чем это кажется даже самым информированным светским экспертам.

Но что же самое главное в близящемся событии? Об этом телеканалу "Царьград" рассказал один из ведущих специалистов по Христианскому Востоку, историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра "Катехон" Михаил Якушев:

"Главное в этом мероприятии то, чтобы оно состоялось. Сам его факт уже будет говорить о многом. Поскольку в последние месяцы делалось и делается всё возможное, чтобы сорвать эту встречу. Американская дипломатия и некоторые греческие иерархи вынашивали идею предвосхитить её, созвав альтернативное совещание на Фанаре, однако это им не удалось.

В итоге они выбрали путь обвинений в адрес Русской Православной Церкви в том, будто именно она стоит за предложением Иерусалимского Патриарха, которому эта инициатива якобы была навязана в ходе его визита в Москву. Это – абсолютная ложь, навет и попытка навести тень на плетень. И то, что Константинопольский патриарх Варфоломей в грубой форме ответил своему Иерусалимскому собрату на его приглашение, наглядно показывает, что на Фанаре не намерены отказываться от своей политики, разрушающей Православное единство".

И есть надежда, что эта политика будет подробнейше обсуждена на предстоящей братской встрече православных иерархов. Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим поистине историческим событием и в самом оперативном режиме информировать своих зрителей и читателей о происходящем в Аммане.

Популярное в

))}
Loading...
наверх