Ту-154: Самый несчастливый счастливчик гражданской авиации

Ту-154: Самый несчастливый счастливчик гражданской авиации

 
Фото: Fasttailwind / Shutterstock.com

Это была хорошая машина… в которой выразилось всё отставание советского пассажирского авиастроения от мирового уровня

Основной самолёт на маршрутах средней дальности в России. Самый массовый — всего построено 935 машин. Самый быстросоздаваемый — в иные времена выпускали по пять изделий в неделю. И самый несчастный…

История хорошего капризного самолёта

Полвека и один год назад состоялся первый полёт самого массового пассажирского самолёта в истории России — Ту-154.

Полёт был испытательный, но его тогда специалисты оценили предельно высоко: советская пассажирская авиация получила весьма хорошую для своих времён машину, которая должна была заменить первые и потому легендарные, но уже устаревшие и неудобные Ту-104 и Ил-18.  

Первый обычный полёт состоялся через два с половиной года, и в этом знаковом рейсе перевозили… почту. И лишь в феврале 1972 года Ту-154 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту — из Москвы в Минеральные Воды. Эти три года доводки машины, ещё в 1969 году было продемонстрированной на авиасалоне в Ле-Бурже, объяснялись, по мнению специалистов истории авиации, тем, что машина была изначально сырой, капризной и неудобной. Что для пассажиров тесна, что для пилотов сложна в управлении и склонна срываться в плоский штопор.

Неслучайно и то, что всего через два года появилась модернизированная модификация самолёта — с более мощными двигателями. Затем ещё одна модернизация, затем ещё одна. Это была уже модель Ту-154М, собственно, и ставшая наконец окончательно отлаженной машиной. Наконец — это через 15 лет после первого полёта…

Ту-154М. Фото: Fasttailwind / Shutterstock.com

И тем не менее Ту-154 можно смело назвать счастливчиком отечественной гражданской авиации. Выпуск почти тысячи этих самолётов сам по себе говорит о их востребованности. Это был весьма быстрый самолёт — летал со скоростью 935 км/ч, — и это был незаменимый для просторной России среднемагистральный самолёт, который мог без посадки долететь от Москвы до Нерюнгри, более чем на пять тысяч километров. Так что для практически всей «материковой» территории России, включая союзные республики, он был настоящей «рабочей лошадкой». А на Дальний Восток, где в местном «трафике» 154-е тоже участвовали, пассажиров возили другие самолёты.

Кроме того, эти машины летали и на зарубежных рейсах в более чем 80 городов мира.

Плохой хороший самолёт

Но не любили его лётчики. Слишком сложен он был для массовой пассажирской модели. Пассажиры к нему относились хорошо, но до тех пор, пока на отечественном рынке не появились конкуренты Ту-154 — Airbus A320 и Boeing 737-800. Вот тут-то и выяснилось, что называется, воочию, что слабоват перед ними советский лайнер. Так, максимальная взлётная масса на 25 тонн выше, а максимальная коммерческая нагрузка больше чем на три тонны меньше. Расход топлива выше почти в два раза, а топливная эффективность на пассажира хуже на треть. Кстати, пассажировместимость тоже меньше, хоть и не намного. И дальность полёта оказалась меньше…

Airbus A320. Фото: Miglena Pencheva / Shutterstock.com

И к 2008-2009 годам бывшая основная «лошадка» среднемагистрального парка российских авиаперевозчиков почти обвально была изгнана с рынка. И одной из основных причин этого было то обстоятельство, что после прежних лихорадочных модернизаций Ту-154 застыл на месте. А Boeing и Airbus, поначалу бывшие не слишком-то конкурентоспособными, особенно с учётом относительной дешевизны Ту-154 по сравнению с ними, зримо ушли вперёд.

В 2013 году серийное производство этой модели было прекращено…

Несчастливый счастливчик

Счастливчик — понятно почему. За 38 лет в основном составе «Аэрофлота» станешь и богатым, и знаменитым. Правда, у самолётов нет карманов, так что заработанные «тушками» миллиарды пошли мелким теплокровным созданиям с карманами. Но насчёт славы — это да: в большинстве, наверное, советских фильмов, где мелькала хоть тень пассажирского воздушного флота, в этой тени обязательно просматривался Ту-154. Или даже был главным героем, как в фильме «Экипаж», где демонстрировал вообще эпические подвиги — взлетал через вулканические извержения, летел с привязанным верёвочкой хвостом, держал себя от развала на части, покуда не спасли всех, включая лётчика-соблазнителя и соблазнённую им цветомузыкой стюардессу.

Но несчастный счастливчик.

Во-первых, 71 машина этой модели была потеряна в авариях и катастрофах. Это близко к восьми процентам.

Во-вторых, как самый массовый самолёт, построенный в СССР, он чаще всего попадал и в неприятные ситуации. «Террористы захватили самолёт» — это про него тоже. И это его сбили украинские военные во время своих противовоздушных учений. И тоже долго отказывались от признания вины, словно тренировались держать невинное выражение лица для будущего малайзийского Boeing.

На этой же модели погиб под Смоленском президент и государственная верхушка Польши. Не по вине самолёта.   

Хотя, с другой стороны, с этим же самолётом связана одна из, возможно, самых счастливых ситуаций в истории мировой авиации. Ту, которую назвали «Ижминским чудом». Это когда в 2010 году в рейсе ЯМ516 самолёт Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ516 «Полярный — Москва», и у него отказали двигатели (все!) и электрооборудование (кое-кто утверждает, что по вине бортинженера). Несмотря на это, лайнер смог всё же успешно приземлиться в заброшенном аэропорту в местечке Ижма в Республике Коми. Посадка произошла на непригодную для этого типа полосу, которую, как оказалось, 12 лет поддерживал в порядке начальник вертолётной площадки Сергей Сотников — по собственной инициативе и, естественно, бесплатно. Все остались живы и здоровы.

В общем, в этом самолёте словно концентрированная история русской гражданской авиации советского периода.

Источник ➝

СНГ - бесперспективная структура или союз с нереализованным потенциалом


Немногим более года остается до 30-летнего юбилея создания такого межгосударственного образования, как Содружество Независимых Государств. И не совсем понятно, как эту дату предстоит праздновать: поднять тосты за ее здравие или все-таки выпить... не чокаясь?

Упомянутые три десятилетия для СНГ, увы, прошли, что называется, ни шатко ни валко. Причем настолько, что кое-кто уже открыто высказывает сомнения в том, что эта организация вообще существует иначе, кроме как де-юре. Почему так?

 
Прежде всего надо понимать и помнить, что СНГ создавался не просто на костях СССР.
Рождение Содружества Независимых Государств, по сути дела, и было смертью Союза Советских Социалистических Республик, зафиксированной во время предательской сходки в Вискулях. Все дальнейшее (Ашхабадский форум азиатских президентов, Алма-Атинская декларация, от которой ведется отсчет учреждения Содружества, и прочее подобное) были уже попытками сохранить хотя бы видимость единства вчерашних братских республик (да и то не всех) и спасти хоть что-то. Вот «хоть что-то» и получилось… Бесперспективная структура?

Изначально это содружество виделось его учредителям ни в коем случае не государством и даже не надгосударственным образованием. А чем же тогда? Да бог его знает. Однако при подобном совершенно непонятном и ни к чему не обязывающем статусе организации заведомо суждено было стать чем-то вроде «клуба по интересам», некоей площадки, в рамках которой можно будет «поговорить за жизнь». Неудивительно, что в устав СНГ изначально оказались вписаны по большей части не реальные направления сотрудничества, а общие декларации, столь же красиво звучащие, сколь и невыполнимые на практике. Ну, вроде «достижения полного и всеобщего разоружения» и всемерного обеспечения самых широких «прав и свобод».

Самое печальное, что даже пункт о «мирном решении конфликтов и споров» стран-членов Союза оказался таким же прекраснодушным мечтанием – с учетом того, что в своих рядах организация на первых порах объединяла Армению и Азербайджан, Россию, Грузию и Украину... Вообще говоря, участвовать в СНГ сразу и наотрез отказались только республики Прибалтики, уже тогда нацелившиеся в Европу, как говорится, хоть тушкой, хоть чучелом. Остальные постсоветские в первые годы после развала общего дома, СССР, еще думали о каком-то более или менее тесном сосуществовании. Сегодня СНГ – это, по большому счету, 8 полноправных членов: Россия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. А также Туркменистан в статусе члена ассоциированного и Молдавия, разрывающаяся между СНГ и европейской интеграцией и никак не определившаяся: к умным ей или все-таки к красивым…

Украина, устав Содружества изначально не подписавшая, какое-то время крутилась вокруг него в роли «наблюдателя» (при этом оставаясь одним из государств-учредителей), но в 2014 резко засобиралась «с вещами на выход». Правда, официальную процедуру в виде подачи письменной заявки о намерениях покинуть организацию, Киев так и не подал, так что всем украинским президентам, вплоть до нынешнего, посылаются приглашения на мероприятия Содружества, которые, конечно же, «гордо» игнорируются. Грузия громко хлопнула дверью еще в 2008 году и отправилась в бесконечный поход в направлении ЕС и НАТО.

Наиболее ценными наработками СНГ, вне всяких сомнений, остаются созданная в его рамках Зона свободной торговли, с которой, правда, провозились целых 20 лет – до 2011 года, и Таможенный союз, позволившие создать членами Содружества общий рынок, носящий название Единого экономического пространства. В него входят не все страны СНГ, а только Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Впрочем, есть серьезные основания для надежд на то, что ЕЭП еще прирастет новыми странами, хотя бы за счет входящих в СНГ. Определенные успехи достигнуты в объединении усилий правоохранительных органов Содружества в борьбе с организованной преступностью и наркотрафиком. А вот в военном сотрудничестве, несмотря на озвучивавшиеся на первых порах планы, достижения намного скромнее.

СНГ и близко не стал ни продолжением, ни новым воплощением СССР. Да и не мог он ничем таким стать, по большому счету... Возможно, в наше время, когда геополитическая обстановка принуждает страны объединяться хотя бы для успешного противостояния альянсам других государств, стремящихся к новому переделу мира, у Содружества откроется второе дыхание - союзное. Впрочем, в силу того, насколько бывшие республики СССР за минувшие три десятилетия разошлись в своем развитии, векторах внутренней и внешней политики, скорее, это будет нечто совершенно новое, пусть и основанное на лучших наработках СНГ.
Автор:
Александр Харалужный
Использованы фотографии:
Википедия

Популярное в

))}
Loading...
наверх