Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Красная морская авиация в Гражданскую войну

развернуть

Потеря передовых баз морской авиации на Балтийском и Черном морях и Школы морской авиации в г. Баку в результате событий 1917-1918 г., а также пожар Центрального авиационного склада в Петрограде в 1917 г.
привели к уничтожению большей части технического имущества и самолетов морской авиации. К середине 1918 г. от численно сравнительно большой русской морской авиации эпохи Первой мировой войны, имевшей в своем составе до 150 действующих гидросамолетов, мало что осталось. Из инфраструктуры - сохранились лишь Школа морской авиации в Ораниенбауме, Школа воздушного боя в Красном Селе, испытательная станция и неработающий авиационный завод в Петрограде.


Но разворачивающаяся на целом ряде фронтов Гражданская война потребовала срочной мобилизации всех сил – в т. ч. морской авиации. Так, организованные для защиты Республики красные озерные и речные флотилии, требовали для обеспечения успешности их боевых действий наличия качественной воздушной разведки – и, соответственно, наличия в их составе авиации. Задача формирования гидроавиационных частей для флотилий была возложена Высшим военным советом на Управление морской авиации. Последнее и приступило к их созданию.

Базами новых формирований служили: для гидроотрядов - воздушный дивизион Особого назначения в Ораниенбауме и для истребительных отрядов - Школа воздушного боя в Красном Селе.

Несмотря на острый недостаток материально-технических ресурсов и самолетов, благодаря высокому революционному энтузиазму летного состава морской авиации, необходимые части были сформированы в указанный Высшим военным советом срок и отбыли на фронты - на Архангельское направление, на р. Каму и на р. Волгу.

Появление на фронтах гидросамолетов в значительной мере облегчило боевую деятельность речных и озерных флотилий и подняло боевое настроение их личного состава. Белые летчики, позволявшие себе, вследствие отсутствия воздушного противодействия, снижаться для пулеметного обстрела и бомбометания по красным судам до минимальных высот, почти буквально «садясь на мачты» кораблей, стали действовать осторожнее.

Красная морская авиация в Гражданскую войну


Зимой 1918 - 19 гг. в соответствии с директивой морского командования для каждой военной флотилии должен был быть сформирован гидродивизион в составе двух гидроотрядов и одного истребительного отряда.

Но непрерывное формирование новых отрядов морской авиации в 1918 г. привело к тому, что был исчерпан весь наличный запас гидросамолетов и подготовленный кадр летчиков. Общее положение Советской Республики к этому моменту было очень неблагоприятным - как для организации производства новых самолетов, так и для открытия новой школы морской авиации. В то же время пополнений (как в материальной части, так и в летном составе) ждать было неоткуда, авиационный завод в Петрограде не работал, а существовавшая тогда в Нижнем Новгороде Школа морской авиации бездействовала, передав большую часть своего имущества на формирование Волжского дивизиона.

Красная морская авиация в Гражданскую войну


Однако, несмотря на весьма ограниченные возможности и незначительные ресурсы, ценой чрезвычайных усилий, при материальной поддержке командования Балтийского флота и Петрокоммуны удалось частично наладить работы по выпуску новых гидросамолетов на авиазаводе в Петрограде и там же (на Гутуевском острове) организовать (за счет самолетов испытательной станции) вторую школу морских летчиков.

Заводом к 1 января 1919 г. было изготовлено (из оставшихся запасов полуфабрикатов и готовых изделий) около 30 единиц гидросамолетов типа М-9. Школа же к концу навигации 1918 г. допустила к самостоятельным полетам первую группу учеников-летчиков.

Красная морская авиация в Гражданскую войну


В результате этой работы морская авиация имела к навигации 1919 г. в своем составе 52 действующих гидросамолета и 21 самолет-истребитель.

В 1919 г. Гражданская война достигла апогея.

Морская авиация вместе с Красным флотом и Красной армией принимала активное участие в отражении белых армий на Северном и Петроградском фронтах, на Волге, на Каспийском море, на Онежском озере и на Днепре. Боевая деятельность в этот период протекала в весьма тяжелых (во всех отношениях) условиях. Изношенные моторы и материальная часть, острый недостаток горючего, заменяемого различными, подчас весьма недоброкачественными, смесями из разных суррогатов, чрезвычайно увеличивали возможность вынужденных посадок на сушу и в расположении противника.

Оторванность на продолжительное время от культурной и политической жизни, недостаток продуктов питания, приводившие летный состав к необходимости продолжительное время питаться одним черствым хлебом, поджаренным на касторовом масле, отсутствие необходимой летной одежды - результатом чего нередко было отмораживание во время полетов конечностей тела, - все это создавало исключительно тяжелые бытовые условия для жизни летного состава. Однако энтузиазм и в этом вопросе приходил на помощь личному составу морской авиации, позволяя с успехом выполнять возложенные на него командованием оперативные задания.

Красная морская авиация в Гражданскую войну


Боевая деятельность морской авиации в этот период выражалась в выполнении различных оперативных задач по обслуживанию речных и озерных флотилий и в самостоятельных боевых действиях по наземному и воздушному противнику.

В зависимости от тех или иных условий оперативной обстановки и района боевых действий отрядами морской авиации выполнялись различные задачи - начиная от одиночных полетов в разведывательных целях и до групповых бомбардировочных налетов в составе 18 самолетов, а также воздушных боев с превосходящим (по количеству и боевым качествам самолетов) воздушным противником.

Интенсивность боевой деятельности частей морской авиации на отдельных фронтах в течение 1919 г. выражается в следующем количестве налетанных боевых часов и сброшенных бомб:

На Северном фронте - налетано 345 часов, сброшено 2 тонны бомб;
на Петроградском фронте – налетано 196 часов, сброшено более 7,5 тонн бомб и до 1,2 тонны стрел;
на р. Волге – налетано 1200 часов, сброшено более 10 тонн бомб и до полутоны стрел;
на Каспийском море – налетано 435 часов, сброшено до 4,1 тонн бомб;
на Онежском озере – налетано 76 часов, сброшено до полутонны бомб;
На р. Днепре – налетано 180 часов, сброшено 655 кг бомб.

Всего за данный период времени налетано свыше 3000 боевых часов и сброшено около 32,8 тонн бомб и свыше 1,6 тонны стрел.

К началу 1920 г., когда в результате победоносного наступления Красной армии зимой 1919 г. были ликвидированы Северный и Восточный фронты, а с началом навигации Каспийская флотилия ликвидировала своего противника на Каспийском море, и лишь на Южном фронте сохранился крымский ТВД, - вся морская авиация была сосредоточена на Черном и Азовском морях. На Азовском море активная деятельность созданной там флотилии ставила перед морской авиацией задачу осуществить разведку вплоть до Керченского пролива. Изношенные моторы и самолеты гидрочастей, а также полное отсутствие плавучих средств для оказания помощи самолетам в случае посадки в открытом море, обусловливали большой риск при столь далеких полетах в открытое море, требуя от летного состава, привыкшего за предыдущий период Гражданской войны к речным операциям, высоких моральных качеств.

В результате разведывательной деятельности морской авиации, Азовская флотилия, своевременно предупреждаемая о появлении флотилии противника, дважды нанесла ему серьезные поражения в артиллерийских боях 10 и 14 августа у Кривой и Обиточной Косы.

Боевая деятельность морской авиации за этот же период на Черном море выражалась в разведках побережья и районов моря на Херсонском, Очаковском и Одесском направлениях и бомбардировочных действиях по судам противника. Особенно характерна была бомбардировочная деятельность морской авиации по судам противника у Очаковской крепости. Все обстрелы Очаковской крепости крупной артиллерией с судов и барж противника (в том числе и линкора «Генерал Алексеев») отражались исключительно гидросамолетами. Имевшиеся в Очакове береговые батареи, вооруженные 130-мм орудиями не могли состязаться с 12-дюймовыми орудиями обстреливавшего Очаков линкора «Генерал Алексеев».

За все время операций на Черном и Азовском морях самолетами морской авиации было налетано 1300 боевых часов и сброшено 10,6 тонн бомб.

Наш краткий и неполный обзор боевой деятельности морской авиации в ходе Гражданской войны в 1918-20 гг. далеко не полностью отражает ее огромное боевое значение и обширность и разноплановость применения в боевой обстановке Гражданской войны. Но и приведенных отрывочных данных, на наш взгляд, достаточно, чтобы дать должную оценку той роли, которую она сыграла на всех фронтах – причем в исключительно тяжелых условиях.

Красная морская авиация в Гражданскую войну


33 тонны сброшенных в расположении противника бомб и около 5000 налетанных боевых часов свидетельствуют о той колоссальной боевой работе и пользе, которую морская авиация оказала своими действиями красным речным и озерным флотилиям в 1918-1920 гг. во время Гражданской войны в России.
Автор:
Олейников Алексей

Источник →

Ключевые слова: ввс, история
Опубликовал Игорь Сипкин , 21.09.2018 в 16:59
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

70807 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Андрей Борунов
Михаил Анохин
Владимр Карпов
Владимр Карпов
Boleslav Buljanowskij
Александр Мерейник
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Доннерджек
Владимир Биче-оол
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Татьяна Бушмелева
Александр Молчанов
Дмитрий Сударушкин
Дмитрий Сударушкин