Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (экспозиция технического музея ВАЗа)

развернуть

 

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (экспозиция технического музея ВАЗа)

Грузовой автомобиль ЗИС – 5 (трехтонка).

30 сентября 1933 года, в 15 часов 45 минут участники автопробега вернулись в Москву, откуда они стартовали 6 июля. Маршрут прошел по 19 республик, краев и областей, пересек среднеазиатские пустыни, в том числе и Каракумы и поэтому за ним закрепилось название Каракумский. В пробеге участвовало впервые 19 автомобилей отечественного производства: АМО–3 – 4 шт., грузовых автомобилей ГАЗ-АА - 6 шт., 6 легковых автомобилей ГАЗ – А, опытная трехоска ГАЗ – НАТИ – 30 и 4 автомобиля зарубежных для сравнения: 3 трехосных грузовика «Форд – Тимкен», и один прошедший капитальный ремонт «Форд – АА». Все машины к финишу дошли своим ходом и получили хорошую оценку за хорошую проходимость и неприхотливость.

Прошедшие испытания АМО – 3, в основу конструкции которых был положен грузовик «Отокар – 5А», стали прообразом создаваемой в это время новой машины, получившей название ЗИС – 5 (от названия завода «Завод имени Сталина»).

Вдохновителем создания автомобиля является конструктор И. А. Лихачев, который стремился организовать выпуск наиболее соответствующему тогдашнему уровню промышленности, состоянию дорог, квалификации водителей и ремонтников грузовика. Воплотил эту идею в метал, главный конструктор завода – Е. И. Важинский.

ЗИС – 5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу пошло гладко без сбоев.

Конструкция машины была классической – лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина прямоугольная деревянная, обитая жестью. Привод тормозов – механический, двигатель шестицилиндровый мощностью 73 л. с., при 2300 об/мин.

Выпуск автомобилей постоянно наращивался. В первые месяцы собирали по 6-7 автомобилей вдень, затем десятками и сотнями. Грузовик хорошо зарекомендовал себя на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники.

Популярными «трехтонки» были и в Красной Армии, где к июню 1941г. их насчитывалось около 104 тысяч.

С началом Великой Отечественной войны потребность в ЗИС – 5 резко возросла – в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек.

По данным на 20 июня 1941 года в Красной Армии находилось 104 200 автомобилей ЗИС – 5.

10 октября 1941 г. когда враг вплотную подошел к столице, Государственный комитет обороны принял решение срочно перебазировать промышленные предприятия Москвы в тыл. 15 октября 1941 г. сборочные линии автомобиля ЗИС – 5 были остановлены. Оснащение цехов, станки, материалы вместе с обслуживающими их рабочими были направлены в Ульяновск (где был налажен выпуск собственно грузовиков), Миасс (в Миасс было направлено оборудование по производству двигателей и коробок передач), Шадринск (туда переехал карбюраторный и дерево отделочный цех, образовав автоарматурный завод) и Челябинск (сюда было направлено кузнечно-прессовое оборудование). – всего 7708 вагонов и платформ с 12800 единицами оборудования.

Когда враг был отброшен от столицы, ЗИС возобновил производство автомобилей. С июня 1942 года с конвейера снова стали сходить «трехтонки» в упрощенном варианте военного времени – модель ЗИС –5В.

Правда первым выпуск этого автомобиля освоил вновь созданный (на базе эвакуированных цехов ЗИСа) Ульяновский автомобильный завод, здесь уже в феврале 1942 года началась их сборка. А к 1 мая того же года с завода в г. Миассе сошел с конвейера первый уральский двигатель для «трехтонки».

За 1942 год УралЗИС изготовил для Московского автозавода 9303 двигателя и 15375 коробок передач. В июле 1944 года с конвейера начали сходить и автомобили ЗИС – 5В. В Москве моторное производство было восстановлено в июле 1943 года, а суточный выпуск грузовиков к концу года возрос до 150 в сутки. За 1944 год завод изготовил 34 000 автомобилей и 32 000 двигателей, а всего за период войны из его ворот вышло 100 000 грузовиков ЗИС.

При острой нехватке деталей и материалов во время войны ЗИС – 5 получил изменения не повлиявшие на его рабочие качества.

Эксплуатационные качества ЗИС – 5В применительно к военному времени положительно оценили и немецкие специалисты, испытав захваченные «трехтонки». Они отметили не только простоту и надежность конструкции, но и отличную для автомобиля типа 4х2 проходимость.

В послевоенное время ЗИС – 5В выпускался Миасским автозаводом до 1958 года, но автомобиль постоянно совершенствовался, менялся двигатель, гидравлика, механика. Московский ЗИС – 5, конструктора тоже совершенствовали, так появился автомобиль ЗИС – 50, опытный образец которого построен в 1944 году, а к 30 апреля1948 году, когда и ЗИС – 5 и ЗИС – 50 были сняты с производства, этих автомобилей было выпущено около 14 000 машин.

ЗИС – 5 в военное использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения, но достаточно широко применялись также бензовозы, ремонтные летучки и специальные фургоны на его базе.

В послевоенное время автомобиль освоил гражданские специальности: пожарные автомобили, самосвалы, автокраны и множество других работ выполняла «трехтонка».

ЗИС – 5 представленный в «Техническом музее» был передан С. Н. Дунаевым. Автомобиль был приобретен киностудией в льнозаготовительном предприятии с. Погорелое, где работала после войны на перевозке грузов, ЗИС – 5 в качестве реквизита принял участие в фильмах: «Хрусталев, машину», «Мастер и Маргарита», «В круге ближнем», «Алые вишни», «Пилоты».

http://museum.vaz.ru/about-exhibits/stati/6-zis-5


Ключевые слова: техмузей
Опубликовал Игорь Сипкин , 27.05.2014 в 13:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66852 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Юрий Давыдов
Сергей Шулепов
Ратша Ратник
Владимир Горбунов
Царь и палач.
Владимир Горбунов Проект «ЗЗ». «Христианский терроризм»: Россия на пути к «духовно-гражданская войне»
Алексей Борисов
Алексей Борисов
*
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
papuas
Мединского - за яйца!
papuas Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Пей боярышник молча...
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Уймись, наркоманка..
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Алексей Борисов
Алексей Борисов
ВАДИМ БОРОДКИН
И чего же я там услышу?
ВАДИМ БОРОДКИН Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
*
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Владимир Лисивенко
Алексей Борисов
Уймись, олигофрен.
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Алексей Борисов
Алексей Борисов
Алексей Борисов