Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Почему крестьянам, даже имея землю, выживать стало невозможно

развернуть

Почему крестьянам, даже имея землю, выживать стало невозможноУ горожан есть привычное заблуждение, что во времена кризиса в деревне выжить легче.

Мол, есть свой огород, свое хозяйство, уже с голоду не пропадешь. У людей в деревнях и в самом деле обычно вдоволь земли. Только тогда вопрос, что же им мешает выращивать картошку с помидорами или, в конце концов, завести корову, пару поросят, или хотя бы кур с индюками?

Видимо, горожане в этом плане считают себя умнее деревенских, потому как у последних в последние годы практически ничего не получается. Да, деревня с каждым днем загибается и тут не то, что скота нет, во многих местах скоро-то и людей не останется. Дело тут не в урбанизации, а в трудностях жизни в деревне. Заниматься сельским хозяйством, на самом деле, уже совершенно невыгодно, тем более, если говорить о маленьких объемах. То есть невыгодно стало даже кормить себя самого. Не верите?

Мы пообщались с деревенскими жителями и узнали, как сегодня живется на селе.

Первым моим собеседником стал бывший фермер, а ныне владелец своего личного крестьянского хозяйства Руслан В. Занялся этим делом не от особого стремления, а из-за того, что он и его семья прогорели на поприщах фермерского дела — в какой-то момент это стало настолько убыточным, что спастись никак нельзя было. Главная проблема была в том, что убранное зерно не покрывало расходы на обслуживание кредитов и налогов. Летом на юге России во время рекордных урожаев, которыми так часто хвастаются высшие чиновники РФ, закупочная цена зерна настолько мала, что небольшим фермерам «ловить нечего». При этом зачастую на многих элеваторах в эти рекордные годы и вовсе останавливался прием зерна по причине переизбытка продукции.

Все это по мелкому земледелию нанесло такой удар, что вряд ли оно скоро оправится. И вот теперь Руслан, несмотря на то, что у него есть возможность спокойно перебраться в Подмосковье и заниматься там общим делом со своим тестем, выходцем из тамошних мест, продолжает трудиться в деревне и надеяться на лучшую жизнь. Сейчас у него около ста голов крупного рогатого скота (КРС). Все это добро учитывается как личное подсобное хозяйство, что довольно-таки хорошо — нет практически никаких налогов. Но это, вероятно, единственный реальный плюс. В остальном же, сейчас заниматься этим делом, даже в таких масштабах, практически совсем невыгодно, а временами даже очень убыточно.

В чем же дело? Ну, во-первых, человек, занимающийся животноводством, больше ничем заниматься не может — он посвящает всего себя этому делу, конечно, если у него не одна-две коровы, да и то — даже с двумя надо немало повозиться. Кормить, поить несколько раз в день — в зависимости от времени года. А если есть телята, которые, разумеется, в более или менее крупном стаде рождаются довольно часто, то приходится практически жить на рабочем месте. Естественно, устроиться на работу при таких условиях не получится, иначе просто вся животина вымрет с голоду. Кто-то спросит: зачем человеку, занятому собственным животноводством, нужно еще где-то работать, он вроде бы как и сам себе хозяин и дело свое имеет. Но тут надо понимать, что как только ты начал этим заниматься, то должен приготовиться к полуторогодовалому, а то и двухлетнему периоду безденежья — пока твои животные не вырастут, поиметь с них ничего не получится. Только тратиться. Вот тут бы работа и не помешала. На худой конец, можно попробовать с кредитами, но в сельской местности без работы и с сомнительными планами по выращиванию КРС банк вряд ли тебе даст приемлемую сумму. Только копейки.

А расход получается немаленький. По словам Руслана, он практически ничего не имеет с каждой головы своих коров и быков. У нашего собеседника, как у бывшего фермера, имеется кое-какая техника, доступ к полям — старые знакомые дают возможность самому косить траву для сена, а также делятся соломой. Это немного сокращает расходы. Тем не менее, на солому и сено, которых на год-полтора надо минимум пару тон для каждой головы, у него все равно уходит порядка восьми-десяти тысяч рублей. Повторюсь, это — только для одного животного. Естественно, только соломой и сеном не отделаешься, нужно еще зерно, другие корма. Его для выращивания головы требуется не меньше 1,5−2 тонн, то есть 15−20 тысяч рублей. Еще одним пунктом расходов являются частые обработки животных от всевозможных паразитов или прочих видов болезней — от ящура, оспы, например. На это в среднем уходит еще 2−3 тысячи. Нельзя забывать также о воде и электроэнергии. Вода особенно активно расходуется летом, а свет — зимой, когда рано темнеет, а управляться все равно надо. В общем, еще плюс пять-шесть тысяч. Ну а теперь о доходах. С учетом всех расходов с головы удается получить в районе десяти тысяч рублей, а иногда и меньше. А падеж? А непредвиденные расходы? Все это тяжело.

Руслан раньше пытался заниматься овцеводством, но быстро осознал, что дело это еще более невыгодное. По его словам, смысл в баранах есть только тогда, когда у тебя стадо размером в тысячу, а то и больше голов. Дело в том, что навар с головы в районе 500 рублей. В общем, он завязал и с этим делом.

А вот со свиньями все еще печальнее — сейчас все отказываются от этого неблагородного занятия. Дело в том, что почти по всем сельхозпроизводителям страны больно ударил «Мираторг». Он настолько все подмял под себя, что у таких, как Руслан, никто ничего не берет. Их мясо выходит слишком дорогим. А та невиданная господдержка, которую оказывают «Мираторгу», сделала компанию монополистом. Причем такая картина наблюдается везде. Будто в угоду всего одной компании решили уничтожить все российское село.

И ладно бы один Руслан. Он, если бы сконцентрировался на КРС, мог худо-бедно зарабатывать себе на кусок хлеба, однако один из недавних визитов в ветстанцию обернулся для него крайне неприятным сюрпризом. Ему во время оформления каких-то очередных бумаг между делом сказали, что в 2020 году, скорее всего, придется платить налог за каждую скотину. Это будто бы является логическим продолжением вводимой уже несколько лет программы «Меркурий».

Суть этой программы следующая — каждое животное должно быть учтено. Должно быть известно, кто им владеет и где оно находится. Также фиксируется каждое перемещение любого животного по стране. Помимо всего прочего в случае продажи и покупки должна быть отмечена и сохранена сумма сделки. Все прививки и обработки — тоже здесь. Сейчас эта программа афишируется как современное средство замены всей бумажной волокиты и прочих бюрократических требований. Однако есть моменты, которые уже настораживают владельцев ЛПХ и всех прочих, имеющих отношение к производству мяса и другой животноводческой продукции. Например, если человек по какой-нибудь причине забыл передать данные о своем животном, то это грозит ему суровыми штрафами в десятки тысяч рублей.

Причем под это правило теоретически попадают даже владельцы одной курицы. Но, по словам Руслана, за птицу пока никто основательно не взялся, и людей не сильно напрягают. Пока пресловутый «Меркурий» не осложнил жизнь нашему собеседнику, но это только пока. Если же будут введены налоги буквально на каждую голову животины, то сельское хозяйств, по его мнению, будет просто уничтожено, а жители деревень все разбегутся кто куда.

Уже сейчас в деревнях стало даже хуже, чем было в начале девяностых. Но тогда почти у всех в селах были коровы, курицы или козы. Сейчас никто почти ничем не владеет, боясь расходов и суровых наказаний в случае малейших нарушений. По поводу налога пока толком нет ясности — все представители Россельхознадзора, с которыми мне довелось пообщаться, единогласно отрицали возможность введения такого налога. Но на самом деле, в эти обещания уже не верится. Когда-то нам уже обещали, что пенсионный возраст повышен не будет. Повысили. Например, Руслану и вовсе сказали по секрету, что налог может составить до 18% от прибыли, которую он получит с головы. Причем неважно, перепродажа это или ты сам вырастил, а потом сдал на мясо.

Еще одним пунктом, серьезно осложняющим жизнь сельхозпроизводителям таким, как Руслан, являются местные чиновники и их непомерная жадность. Сам Руслан как-то загорелся идеей получить государственный грант на свою деятельность. Позвонил в региональный Минсельхоз. Там выслушали его короткий рассказ и сразу же ответили, что без ходатайства главы его района, никто суетиться не будет. Руслан практически не знаком с этим человек — видел два раза, да и то встречи были эти не самые приятные. Вряд ли он будет как-то помогать. В общем, дело заглохло. Возможно, даже к лучшему. Руслану подсказали как это можно решить, не обращаясь к самому главе. Один знакомый это сумел. Только вот половину от выделенной суммы ему пришлось «откатить». Когда он только еще хлопотал по этому вопросу, ему в Минсельхозе дали понять, что возможность, что-то получить реальна только при наличии желания поделиться. А если делиться не хочешь, то бумаги дальше стола какого-нибудь секретаря никуда не уйдут. Человек согласился. В итоге, полсуммы сразу ушло. И все бы ничего, если только не надо было отчитываться за каждую копейку, что ты получил по гранту. И тут уж выкручивайся, как хочешь. Приходится обманывать, чтобы как-то отобразить оправданное расходование тех денег, что ушли на откат.

Справедливости ради надо отметить, что за последние год-два ситуация стала несколько лучше. По словам Руслана, в региональных структурах регулярно происходят мелкие чистки — чиновников ловят и теперь многие боятся урвать серьезный куш за счет таких вот трудяг. Так что можно говорить о маленькой победе над коррупцией.

У самого Руслан был другой неприятный случай. Как раз с тем самым главой региональной администрации, которого надо было привлекать для получения госгранта. Руслан хотел арендовать у государства землю. Делается это опять же через главу. Глава послушал-послушал, а под конец рассказа сказал: «Кто ты такой? Звать тебя никак и взять с тебя нечего». Руслан не растерялся и в ответ спросил: «Это официальная причина отказа?». В итоге, разговор быстро закончился. Но по счастливому стечению обстоятельств из администрации с Русланом впоследствии связались и дали-таки добро на оформление земли. Правда, она до сих пор не оформлена, но тут уже проблема в бюрократии. Глава сказал Руслану, что он сам с удовольствием бы раздавал земли, но его сверху все время напрягают, поэтому делать что-нибудь реально самостоятельно он неспособен. Его напрягают, чтобы он давал землю людям с деньгами, то есть тем, с кого можно что-то взять, если исходить из логики первого его заявления, адресованного Руслану. Этот случай как раз и послужил одной из главных причин, из-за которой Руслан попросил не упоминать его фамилию и место проживания. Он боялся, что при публикации его данных земли ему точно не видать. А нужна она ему позарез.

У других крестьян, с которыми мне удалось пообщаться, проблемы похожие. Даже те, у кого одна корова или бык, говорят, что никакой выгоды в этом нет. Потому что, во-первых, много хлопот — кормить, поить, ухаживать, убирать навоз, заготавливать корма и так далее. Единственный плюс в этом — возможность накопить деньги. Вкладывая в быка, ты будто бы копишь небольшие суммы, которые со временем превратятся в более или менее приемлемую сумму. Вкладываешь ты по десять, пять, три и т. п., а потом разом возвращаешь пятьдесят-шестьдесят тысяч рублей. Удобно в тех случаях, когда срочно нужны деньги на лечение, например, или организацию какого-нибудь мероприятия. В остальном же — одни минусы. По мере роста цен на все, растут и затраты на животных. Инфляция и девальвация людей в деревне коснулись напрямую.

Из всего этого можно сделать вывод — заниматься скотоводством в российской провинции невыгодно. Поддержки со стороны государства нет практически никакой, а добиться ее стоит просто титанических усилий и денег. А если все это станет облагаться огромными налогами, то — всему конец. По мнению, одного нашего собеседника все это делается с целью продвинуть интересы крупных компаний, в том числе зарубежных. Возможно, это так и есть. Но в перспективе это вряд ли как-то поможет нашим властям создать самодостаточное государство. А вообще разрушенное сельское хозяйство — угроза национальной безопасности, о которой так любят говорить российские власти.

Известный российский фермер, руководитель движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко полагает, что программа «Меркурий» является всего лишь на всего «мишурой», пользы от которой мало, потому как реальные проблемы современного российского сельского хозяйства властями не решаются.

«СП»: — Действительно ли «Меркурий» станет платным?

— Мы ведь нечто подобное уже проходили — например, когда бойни сделали сертифицированными. Люди просто начали потихоньку избавляться от скотины. Я, конечно, за это не могу ручаться — гарантированно ничего не скажу, это сделает правительство. Но лично я думаю, что да, «Меркурий» станет платным. Да и вообще они когда-нибудь что-нибудь бесплатно нам делали? Вообще «Меркурий» нам начали вводить в связи с тем, что Россия состоит в ВТО, и по нормам организации все перемещения и прочие вещи должны фиксироваться. Это, конечно, хорошо, так и должно быть, но так, как у нас делается — такие программы должны быть на последнем месте. Потому что у нас просто бедственное положение в сельском хозяйстве. Но я бы успокоил всех граждан Российской Федерации насчет волнений на тему «Меркурия» и скота вообще. Все же хорошо на самом деле — вон и телевизор показывает, как у нас все хорошо. Развивается отлично «Мираторг», развиваются другие комплексы. Вот так государство и собирается работать. Но это ничего не даст в плане продовольственной безопасности, не даст никакого развития сельского хозяйства. Ну а нам, крестьянам просто прекращать трудиться надо и все на этом. На самом деле, есть простые способы разрешения сложившихся проблем, но у государства какие-то другие задачи. Приведу пример эффективной организации. Возьмем Ирландию. Она по площади немного меньше Ленинградской области. По населению — значительно меньше. Климат в этих регионах несильно отличается от нашего — всего лишь один градус годовая разница. Но в Ирландии 150 тысяч фермеров. В среднем у каждого надел земли — 130 гектаров. И вот они производят в 12 раз больше продукции, чем во всей Ленинградской области. При этом продукция на миллиарды евро у них идет на экспорт, то есть они полностью обеспечивают страну, а остальное отправляют за границу. У нас по бумагам вроде бы все нормально — все прописано, но на деле все плохо. Потому что тот финансовый мизер, который на деле выделяется на развитие сельского хозяйства, он совершенно не существенен. Вот те же гранты, например. В большинстве случаев они оказываются трагедией для большинства крестьян.

«СП»: — Почему?

— Объясню. Если я хочу зарабатывать деньги в селе, если я хочу иметь эффективную ферму, мне необходимо хотя бы 15 миллионов рублей вложить. А грант максимальный я могу получить только три миллиона. Я пишу бизнес-план, я в панике бегу во все инстанции и так далее. Ну, деньги-то кажутся халявными, но на самом деле все не так. Пять лет, например, человек не имеет права нигде работать. Должен быть главой этого КФХ и все. Он на эти три миллиона построит какой-нибудь убогий сарай и купит максимум десять коров. Прибыли он больше не будет иметь никакой. Он — раб этой бесприбыльной скотины. Он через три года будет проклинать Минсельхоз, этих коров и этот грант. У нас много примеров в различных областях, где люди просто не выдерживают и попадают под уголовную статью, потому что их заставляют вернуть эти три миллиона — не выполнили план, на который эти деньги давали и так далее. То есть это, как и «Меркурий», тоже из серии «запустить дурочку». Просто делают вид, что они якобы работают, якобы что-то нам дают. Но на самом деле, там одни совещания в этом Минсельхозе. А на самом деле, никто из них не понимает сущности жизни в селе и как вообще все это делается. Я уже просто в отчаянии говорю: ну, давайте ничего и не будем придумывать. Это же просто ужасно, мы столько лет пытаемся что-то придумать, но ничего не получается, а ведь есть много хороших примеров. Та же Польша. Поляки тоже пережили перестройку от колхозов и совхозов к кооперативам и небольшим фермерским хозяйствам. Но у них все хорошо — люди спокойно работают и зарабатывают, нанимают рабочих и достойно им платят. Отовсюду к ним едут — хоть из России, хоть из Белоруссии, хоть из Украины. У нас ничего подобного нет. И все эти меркурии на этом фоне какие-то нелепые. Дайте уже просто работать, не помогайте нам и ничего не придумывайте!

Любовь Шведова


Источник →

Опубликовал Валерий Бородько , 12.03.2019 в 08:59
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Соколов
Владимир Соколов Владимир Гришель 12 марта, в 18:56 как это не взялись!?))
выгребать оставшиеся деньги с народа взялись с бооольшим рвением!
Текст скрыт развернуть
2
Леонид левин
Леонид левин Владимир Гришель 13 марта, в 13:17 У соседей менталитет иной и у нас никогда не будет частных фермерских хозяйств как у соседей. Текст скрыт развернуть
0
Александр Кравченко
Александр Кравченко 12 марта, в 13:50 Да почему собственно только сельское хозяйство? ВСЯ эта мудянка,которую двадцать лет "строили" полуграмотные недоумки, нежизнеспособна в принципе. Слюнявые идиоты,они не смогли за эти  двадцать лет сделать даже элементарных вещей. Всё это мне кажется похожим на карикатурное подражание третьему рейху конца тридцатых годов,с той правда разницей, что Шикльгрубер свою страну поднял из руин,а эти превратили в руины. А так всё очень похоже: олимпиады,великие стройки,портреты,гимны,флаги,менты-менты-менты,борьба с терроризмом. Правда у того дураков в первом эшелоне власти не было. Скоты были,а дураков не было. А у этого если не скот,то дурак,а по большей части и то и другое,да ещё с верху до низу. Так чего ж мы хотим,какое в -опу животноводство. Грустно. Текст скрыт развернуть
5
Валерий Бородько
Валерий Бородько Александр Кравченко 12 марта, в 14:22 Шикльгрубер свою страну поднял из руин,а эти превратили в руины. 
""""""""""""""
 Кайзеровская Германия не была в руинах. В годы ПМВ боевые действия практически не велись.  Весь экономический потенциал был сохранен.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Кравченко
Александр Кравченко Валерий Бородько 12 марта, в 15:33 Так и Россия 2000 вполне себе была  конкурентна. Текст скрыт развернуть
0
Владимир Батухтин
Владимир Батухтин Александр Кравченко 12 марта, в 16:13 Да , согласен на все 100%. Окружил себя друзьями неприкосновенными и вместе дербанят народ. Раньше в лихие  90е рекетёры хоть и доили, но старались , чтобы ты поднялся и платил большие дивиденты.Теперь на уровне государственного рекета отнимают все. Текст скрыт развернуть
3
Леонид левин
Леонид левин Владимир Батухтин 13 марта, в 13:18 Это только потому, что народ позволяет это делать. Если бы народ позволял такое на Западе было бы точно тоже самое как у нас. Текст скрыт развернуть
0
Николай Зайчиков
Николай Зайчиков 12 марта, в 14:40 Вообще-то в России две  проблемы - Путин , который насажал в правительстве Медведева с его недоумками министрами и партия ЕР  , которая  печет в Думе как пирожки антинародные законы.  И убери эти две проблемы и поставь патриота России страна расцветет. Текст скрыт развернуть
4
Николай Смирнов
Николай Смирнов 12 марта, в 15:06 В правительстве РФ нет ни одного профессионального производственника с опытом работы в промышленности и сельском хозяйстве, а все эти юристы-экономисты ничего в реальной экономике не смыслят. 
Не только в сельском хозяйстве такой провал, но и в энергетике, строительстве, горном деле. Профаны и недоучки, блатные и позвоночные в правительстве и надзорах, заботятся только о своих нетрудовых доходах, тычут кулачками в лицо профессионалам и учат их жить.
Текст скрыт развернуть
10
svkrym@yandex.ru Крымская Светлана
svkrym@yandex.ru Крымская Светла… Николай Смирнов 12 марта, в 17:22 К сожалению, Николай, Вы абсолютно правы.... И началось это сразу после принятия новой Конституции в 1993 году. Тогда ещё по ТВ показывали в прямом эфире заседания Госдумы и я обратила внимание с того, что свою "деятельность" они начали со споров о собственных окладов "на уровне министров"...Я тогда сразу подумала, что такое бесстыдство добром для страны не кончится... Так оно и вышло.... Текст скрыт развернуть
5
kon
kon Николай Смирнов 12 марта, в 19:39 Провалы везде, но не в правительстве. Оно о провалах не знает. На зарплатах это не сказывается, они космические, в отличии от наших косметических. Текст скрыт развернуть
7
Сергей Иовенко
Сергей Иовенко 12 марта, в 15:33 Да..., дураки были большевики когда организовывали колхозы и создавали совхозы. Текст скрыт развернуть
0
Наталья Осанкина
Наталья Осанкина 12 марта, в 16:24 В России с её климатом в одиночку не проживёшь. И при царизме и при социализме земля была общинной, только это ещё как-то позволяло выживать и не плохо. Но как только Россию постарались обратить в веру частного предпринимательства тот час начались проблемы. На западе давно пошла обратная тенденция от частника к объединению, но как только личный интерес становится приоритетным и на западе тут же возрождаются старые проблемы. РЕБЯТА. ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО. Текст скрыт развернуть
5
anatoliy
anatoliy 12 марта, в 19:31 Со многим можно согласиться .но вот про Польшу в которую едут отовсюду. Почему не сказать как нужно пахать на частника ,чтобы у него была прибыль ? Или он сам встаёт чуть свет поит ,кормит принимает телят во время отёла ? Это рабский труд и платят невеликие деньги для такого труда .Люди у них не задерживаются .Можно год батрачить без выходных ,но потом тебе становится безразлично и никаких денег не надо.Пишу потому что и работаю в таком хозяйстве и вижу .А в остальном  всё так. Фермерам невдомёк ,что человек устаёт не только физически , а скорее морально.Получается ради навоза он растрачивает свою жизнь. Как же раньше были совхозы миллионники ?  Их было много ,а сейчас на всю Россию Мираторг ? И разве не дают дотации на бычков производителей ? Сено ,допустим в Тюменской области ,можно косить раза три .И его везде навалом. Даже с пары бычков можно взять тысяч сто .Но то,что частное подворье съели-это факт. Интересно ,что они продают под видом молока ? Потому что для молока должны быть дойки и молоко заводы ,которых не наблюдается ,но молока в магазинах навалом. Текст скрыт развернуть
1
kon
kon 12 марта, в 19:35 У нас все не выгодно, а у америкосов все выгодно. Менять гнилую голову! Текст скрыт развернуть
3
sibirskij_kazak
sibirskij_kazak kon 13 марта, в 07:53 Не только голову но и подход. У американцев нормальные закупочные цены которые гарантирует ГОСУДАРСТВО. У нас только приближенные к главе района могут по нормальной цене сдать зерно в резервный фонд области остальные свободны. Поэтому кричат о великих урожаях и знают что за дутые показатели только благодарность от правителей. У нас отчитались за 2 миллиона тонн зерна закупили 100 тыс. тонн, при этом более половины поле пустые, а при СССР максимальный урожай был 1млн.750 тыс.тонн но тогда все поля были засеяны.... Текст скрыт развернуть
2
Леонид левин
Леонид левин sibirskij_kazak 13 марта, в 17:55 При СССР особенно в последнее время начались сплошные приписки и громкие рапорта. Приписывали в полеводстве, приписывали в животноводстве вот и до приписывались. Раньше верхушку постоянно читстили, а потом прекратили "оттепель" началась, ну и Горбачев с Ельциным довели все это до логического конца. А в Сталинские времена гнить бы им, в лучшем случае, в лагерях. Когда Вы все наконец поймете, что если народ безмолвный, как у нас,  и не способен спросить с руководителей за их проделки, как например это происходит на Западе, то чистка, в наших росийских условиях, производится сверху, если этого не делать, то имеем то что имеем. А на Западе это происходит, как бы автоматически, населением страны. Текст скрыт развернуть
2
Лебедев Алексей
Лебедев Алексей kon 16 марта, в 03:07 У америкосов выгодно только у тех- кто с педо-химической Мансантой работает. Так что не порите чушь. Там многие фермеры загнулись. Особенно те, кто откзался от Монсанты. Но правительство наше- отстой, тут согласен. Дороги-говно. Жители России живут небогато. Хотя в самой богатой стране. А кучка упырей жирует. Текст скрыт развернуть
1
Рогочая Людмила
Рогочая Людмила 13 марта, в 08:02 Господи! Какой безграмотный заголовок! Текст скрыт развернуть
1
Голованов Гена
Голованов Гена Рогочая Людмила 13 марта, в 08:50 еше один лингвист нашелся бляха муха Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 59
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

70808 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Тамара Р-СКАЯ
Юрий Кушнарёв
нужно превратить пятую колонну в пятую колонию
Юрий Кушнарёв Кто шагает в пятой колонне?
Юрий Кушнарёв
IvantsovaIra Иванцова (Телица)
Игорь Носов
Ash Иванов
Николай
Николай
Ash Иванов
Саша Ильвес
Михаил Бабец
Alisa
пламен ангелов
Vlad
из-под  в Донецкой области поселок Седово-его родина
Vlad Последний путь Георгия Седова
Борис Осипов
Наглоскунсы однако...
Борис Осипов Аль-Багуз: гекатомба на берегах Евфрата
65aleksey-s@rambler.ru Леонтьев
Спешка. Везде спешка...
65aleksey-s@rambler.ru Л… Последний путь Георгия Седова
Krass
Виктор Соболев
Вообще-то Седов родом из-под Таганрога
Виктор Соболев Последний путь Георгия Седова
Коротков Иван  Владимирович
Владимир