Придет ли НАТО в Азовское море?

Придет ли НАТО в Азовское море?



Этот вопрос сейчас наверняка интересует многих. А вот решение его зависит от конкретных политических личностей, не отличающихся в последнее время логичностью и предсказуемостью. А именно – от противостояния Москвы и Киева.

Попытаемся рассмотреть основные события последнего месяца, произошедшие в регионе.

12 октября президент Украины Петр Порошенко подписал указ №320/2018. Этим документом активировано решение СНБО о защите интересов Украины в Азовском и Черном морях, а также на востоке и юге Украины.


Украинским руководством задекларировано намерение в одностороннем порядке разорвать соглашение с Москвой от 23 апреля 2004 года о признании Азовского моря внутренними водами Украины и России. Сообщается, что после этого Украина намерена самостоятельно определить т.н. демаркационную линию, которая должна будет стать государственной морской границей. При этом получится, что Таманский полуостров будет отделен от Крыма украинскими территориальными водами.

Со стороны данный указ может показаться политической бравадой. Видимо с целью придания этому документу весомости, П.Порошенко издал указ о создании Регионального управления морской охраны в Черном и Азовском морях.

Подразделение должно быть сформировано до конца текущего года. В соответствии с замыслом в зону ответственности управления войдет вся протяженность границы от Одесской области (Измаил) до Донецкой области (Мариуполь). Вновь начерченная Киевом граница также попадет в его зону ответственности.

Данное заявление вряд ли является пустым сотрясанием воздуха. Информацию подтвердил председатель Госпогранслужбы Украины генерал-полковник Петр Цигикал. Он также сообщил о скором значительном увеличении корабельного состава погранслужбы. Для несения службы пограничниками в воздушном пространстве над Азовским морем Украина намерена приобрести у Франции 24 вертолета фирмы Airbus.

И очень похоже на то, что украинский президент заручился зарубежной поддержкой. В случае принятия им обещанных решений руководство НАТО вряд ли упустит отличный момент надавить на Россию и ввести, хотя бы с дружественным визитом, в акваторию Азовского моря свои военные корабли. Да, большие корабли в акваторию не зайдут ввиду особенностей фарватера. Но для демонстрации присутствия и не обязательно вводить авианосцы или эсминцы УРО. Для оказания политического давления на оппонента вполне хватит имеющихся у той же Румынии или Болгарии ракетных катеров или малых противолодочных кораблей. Да и не известно как поведет себя в таком случае политически маневрирующая Турция. Стамбул уже показал, что способен менять партнеров, когда это ему выгодно.

Ну а что же Москва? Ведь вряд ли Россия станет смотреть на НАТОвские корабли вблизи своего Таганрога или Краснодара? Свою озабоченность таким возможным исходом выразил министр иностранных дел России Сергей Лавров. В интервью французским изданиям RT, France, Le Figaro и Paris Match он заявил о намерении Украины пригласить корабли НАТО в Азовское море для участия в учениях. Он также сообщил, что расторжение договора с Украиной требуется обоюдное согласие, которое Кремль давать не намерен.

А вот что будет реально делать Москва, если корабли НАТО попытаются войти в Керченский пролив. И решится ли Россия на реальное противостояние с НАТО?

Видимо это и хотели проверить месяц назад высокие заокеанские чиновники, отправив два вспомогательных безоружных судна ВМС Украины – «Донбасс» и «Корец» на абсолютно не логичный с военной точки зрения переход из Черного в Азовское море.

Россия препятствовать не стала, но сопровождение выделила серьезное средний разведывательный корабль проекта 864 «Приазовье», пограничные сторожевые корабли «Аметист» и »Дон», противодиверсионные катера типа «Раптор», катера Береговой охраны ФСБ РФ? Всего — до 10 единиц. Также были задействованы многоцелевые истребители Су-30СМ ВВС РФ.

Силы НАТО также не остались в стороне. За происходящим пристально наблюдали. Ведь не зря вблизи Керченского пролива часами барражировал самолет-разведчик Boeing RC-135V ВВС США.

С воздуха за происходящим приглядывал украинский военно-транспортный самолет Ан-26.

В общем – много всего было задействовано со всех сторон для такого незначительного события.

Российский министр С.Лавров заявил, что в случае попытки кораблей НАТО проследовать курсом украинских ВСУ «мало никому не покажется».
Пока что создается впечатление, что Россия последовательно выполняет свои обещания и угрозы.

Но являются ли блефом или же непреклонной решимостью слова российского руководства в этот раз.

Похоже, что изучением этого вопроса активно занимаются в штаб-квартире НАТО. И если решат, что Кремль блефует, то температура вокруг Азовского моря рискует резко подняться.
Источник ➝

СНГ - бесперспективная структура или союз с нереализованным потенциалом


Немногим более года остается до 30-летнего юбилея создания такого межгосударственного образования, как Содружество Независимых Государств. И не совсем понятно, как эту дату предстоит праздновать: поднять тосты за ее здравие или все-таки выпить... не чокаясь?

Упомянутые три десятилетия для СНГ, увы, прошли, что называется, ни шатко ни валко. Причем настолько, что кое-кто уже открыто высказывает сомнения в том, что эта организация вообще существует иначе, кроме как де-юре. Почему так?

 
Прежде всего надо понимать и помнить, что СНГ создавался не просто на костях СССР.
Рождение Содружества Независимых Государств, по сути дела, и было смертью Союза Советских Социалистических Республик, зафиксированной во время предательской сходки в Вискулях. Все дальнейшее (Ашхабадский форум азиатских президентов, Алма-Атинская декларация, от которой ведется отсчет учреждения Содружества, и прочее подобное) были уже попытками сохранить хотя бы видимость единства вчерашних братских республик (да и то не всех) и спасти хоть что-то. Вот «хоть что-то» и получилось… Бесперспективная структура?

Изначально это содружество виделось его учредителям ни в коем случае не государством и даже не надгосударственным образованием. А чем же тогда? Да бог его знает. Однако при подобном совершенно непонятном и ни к чему не обязывающем статусе организации заведомо суждено было стать чем-то вроде «клуба по интересам», некоей площадки, в рамках которой можно будет «поговорить за жизнь». Неудивительно, что в устав СНГ изначально оказались вписаны по большей части не реальные направления сотрудничества, а общие декларации, столь же красиво звучащие, сколь и невыполнимые на практике. Ну, вроде «достижения полного и всеобщего разоружения» и всемерного обеспечения самых широких «прав и свобод».

Самое печальное, что даже пункт о «мирном решении конфликтов и споров» стран-членов Союза оказался таким же прекраснодушным мечтанием – с учетом того, что в своих рядах организация на первых порах объединяла Армению и Азербайджан, Россию, Грузию и Украину... Вообще говоря, участвовать в СНГ сразу и наотрез отказались только республики Прибалтики, уже тогда нацелившиеся в Европу, как говорится, хоть тушкой, хоть чучелом. Остальные постсоветские в первые годы после развала общего дома, СССР, еще думали о каком-то более или менее тесном сосуществовании. Сегодня СНГ – это, по большому счету, 8 полноправных членов: Россия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. А также Туркменистан в статусе члена ассоциированного и Молдавия, разрывающаяся между СНГ и европейской интеграцией и никак не определившаяся: к умным ей или все-таки к красивым…

Украина, устав Содружества изначально не подписавшая, какое-то время крутилась вокруг него в роли «наблюдателя» (при этом оставаясь одним из государств-учредителей), но в 2014 резко засобиралась «с вещами на выход». Правда, официальную процедуру в виде подачи письменной заявки о намерениях покинуть организацию, Киев так и не подал, так что всем украинским президентам, вплоть до нынешнего, посылаются приглашения на мероприятия Содружества, которые, конечно же, «гордо» игнорируются. Грузия громко хлопнула дверью еще в 2008 году и отправилась в бесконечный поход в направлении ЕС и НАТО.

Наиболее ценными наработками СНГ, вне всяких сомнений, остаются созданная в его рамках Зона свободной торговли, с которой, правда, провозились целых 20 лет – до 2011 года, и Таможенный союз, позволившие создать членами Содружества общий рынок, носящий название Единого экономического пространства. В него входят не все страны СНГ, а только Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Впрочем, есть серьезные основания для надежд на то, что ЕЭП еще прирастет новыми странами, хотя бы за счет входящих в СНГ. Определенные успехи достигнуты в объединении усилий правоохранительных органов Содружества в борьбе с организованной преступностью и наркотрафиком. А вот в военном сотрудничестве, несмотря на озвучивавшиеся на первых порах планы, достижения намного скромнее.

СНГ и близко не стал ни продолжением, ни новым воплощением СССР. Да и не мог он ничем таким стать, по большому счету... Возможно, в наше время, когда геополитическая обстановка принуждает страны объединяться хотя бы для успешного противостояния альянсам других государств, стремящихся к новому переделу мира, у Содружества откроется второе дыхание - союзное. Впрочем, в силу того, насколько бывшие республики СССР за минувшие три десятилетия разошлись в своем развитии, векторах внутренней и внешней политики, скорее, это будет нечто совершенно новое, пусть и основанное на лучших наработках СНГ.
Автор:
Александр Харалужный
Использованы фотографии:
Википедия

Популярное в

))}
Loading...
наверх