Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

«Черные товарищи» против японской оккупации

развернуть

Во второй половине XIX века небольшая Корея, и ранее бывшая частым объектом захватнических кампаний соседних Китая и Японии, превратилась в одну из главных целей японской колониальной экспансии. Набиравшая силу японская держава рассматривала Корею как свое потенциальное владение. Подготовка к колонизации Кореи, тем не менее, сталкивалась с определенными проблемами, среди которых были и попытки корейского народа защитить свою независимость, и позиции Китая и Российской империи. Однако, после Русско-японской войны 1904-1905 гг., Япония все же смогла установить протекторат над Кореей. 22 августа 1910 года Корея была окончательно присоединена к Японии и перешла под управление японского генерал-губернатора.


Разумеется, такое положение не могло понравиться передовой части корейского общества. Тем более, что в Японской империи ко всем неяпонским народам относились как к людям второго сорта, и корейцы не были исключением. Однако, поскольку Япония все же была более развитой не только в военном и экономическом, но и в культурном отношении страной, в Корее стали распространяться популярные в Японии революционные идеи. Так на корейскую землю проник анархизм – идеология, которая в определенный момент стала доминирующей в восточноазиатском революционном движении.

В отличие от европейских стран и даже от той же Японии, в Корее начала ХХ века анархистские идеи прочно соединились с идеей корейского национализма, точнее – освободительного национализма, ориентированного на достижение национальной независимости и освобождение от японского империализма. Поэтому и теория, и практика корейского анархистского движения в этот период истории страны имели собственную специфику, значительно отличающуюся от европейских и даже японских анархистских тенденций. Тем не менее, история корейского анархизма в первой трети ХХ века неразрывно связана с историей анархистского движения в Японии и, в меньшей степени, в Китае. Корейские анархисты того времени находились под влиянием своих японских единомышленников, от которых и заимствовали многие идеи и лозунги. С другой стороны, корни корейского анархизма уходили в крестьянское национально-освободительное движение. Именно крестьянство, составлявшее тогда подавляющее большинство населения Кореи, периодически восставало против японских колонизаторов, что позволяло анархистам рассматривать крестьянские массы как не только потенциально, но и реально революционные.

На Корею оказали огромное влияние революционные события в соседней России. К 1918-1919 гг. большинство корейских революционеров находилось в эмиграции в соседнем Китае. Поскольку Китай имел свои счеты с Японией, он достаточно спокойно предоставлял политическое убежище и корейским, и японским революционерам. Именно в эмиграции в Китае, под влиянием китайских и японских анархистов, корейские революционеры и стали принимать анархистские идеи.

«Черные товарищи» против японской оккупации
- Син Чхэхо и товарищи в Шанхае, 1919 год

Одним из первых корейских анархистов стал Син Чхэхо (1880-1936) – выходец из знатной фамилии Син, предок которой был среди разработчиков корейского алфавита. Получив хорошее домашнее образование, Син Чхэхо уже в юные годы подавал большие надежды в качестве знатока конфуцианской литературы и традиционной корейской и китайской поэзии. В 1898-1905 гг. Син Чхэхо учился в университете Сонгюнгван. Именно в этот период он и начал свое знакомство с европейской философской литературой. Под влиянием идей философов эпохи Просвещения, Син Чхэхо постепенно стал отходить от традиционной конфуцианской философии. Устроившись после университета в газету «Хвансон Синмун», Син Чхэхо уже окончательно сформировался как корейский националист, противник японской оккупации. Наибольшую ненависть у Син Чхэхо вызывали не столько даже японские власти, сколько представители корейской аристократии, которые, забыв о национальном достоинстве, заискивали перед колониальными чиновниками. В то же время, критикуя японские колониальные власти, Син Чхэхо с большим интересом относился к японскому революционному движению, в том числе и к анархистам. Постепенно он все больше убеждался в необходимости утверждения социальной и политической справедливости революционным путем.

«Черные товарищи» против японской оккупацииКак и многие другие политически активные корейцы, Син Чхэхо выбрал для себя путь эмиграции. В 1910 году он покинул Корею и поселился в российском Владивостоке. Здесь он проживал до 1913 года, сотрудничая в одной из корейских националистических газет. В 1913 году Син уехал в Китай, где обосновался в Шанхае. В то время Шанхай был одним из важнейших экономических и культурных центров Китая, поэтому не было ничего удивительного в том, что основная масса и корейских, и японских политических эмигрантов проживала именно в Шанхае. Тем не менее, Син, прекрасно владевший китайским языком, в 1915 году перебрался в Пекин, где устроился на работу в китайские издания Бэйцзин Жибао и Чжунхуабао. В Китае Син Чхэхо прожил очень долго. В 1919 году он был избран спикером Палаты представителей Временного правительства Кореи в изгнании, которое размещалось в Шанхае. Но, выступая за революционную борьбу против японских колонизаторов, Син критиковал президента Временного правительства Кореи Ли Сынмана. В конце концов, политические разногласия с Ли Сынманом заставили Син Чхэхо отойти от работы во Временном правительстве и вернуться из Шанхая в Пекин.

В 1920 году Син Чхэхо стал редактировать журнал «Согван» («Рассвет»), который первоначально находился на марксистских позициях. Но затем в марксистских идеях Син Чхэхо разочаровался. Скорее всего, причиной тому были опасения, что могущественная Советская Россия сможет подчинить маленькую Корею своему политическому влиянию. Анархизм для Син Чхэхо, в первую очередь, был политической идеологией, не связанной с каким-либо из крупных государств мира. В 1921 году Син Чхэхо основал корейский анархистский журнал «Чхонго» («Небесный барабан»), в котором начал публиковать статьи и материалы мирового анархистского движения. Журнал, кстати, издавался на китайском языке, что открывало доступ к нему и китайскому читателю.

В начале 1920-х гг. среди корейских революционеров – как анархистов, так и представителей других политических течений, - все больше укрепляется точка зрения о необходимости развертывания вооруженной повстанческой борьбы против японских колонизаторов. Так, общество «Ыйёльдан» - «Союз энтузиастов справедливости», основанное в 1920 году, поставило своей целью проведение вооруженных операций против японских правительственных учреждений и чиновников на территории Кореи и Китая. Японские власти обвиняли активистов общества в проведении бомбовых атак на полицейские участки в Пусане, Миряне и Сеуле, обстреле Восточно-колонизационного общества и Корейского промышленного банка. Но эти акции, несмотря на широкое освещение в прессе, не оказали существенного влияния на ситуацию в Корее. Убедившись, что путь одиночных диверсий не может привести к освобождению Кореи, организаторы общества, к которому примкнул и Син Чхэхо, приняли решение перейти к формированию массового антияпонского движения. В первую очередь, они рассчитывали поднять рабочие и крестьянские массы Кореи на борьбу против колонизаторов, а уже после народно-освободительной революции можно было бы решить вопрос о будущем политическом и экономическом строе независимой Кореи.«Черные товарищи» против японской оккупации

Еще в 1919 году была создана «Северная военная администрация» - корейская анархистская повстанческая команда, действовавшая в Маньчжурии. Ее основателем и лидером был Ким Чваджин (1889-1930, на фото) – выходец из знатной корейской семьи, получивший военное образование, а затем работавший школьным учителем. В 1917 году он присоединился к Корейскому корпусу освобождения – военно-политической организации, действовавшей в Маньчжурии и в Шанхае и кроме политической деятельности промышлявшей вымогательством денег у корейской буржуазии.

В начале 1920-х годов продолжается и укрепление связей между корейскими и японскими анархистами. Очень символичным был союз корейского анархиста Пак Ёля и японской анархистки Канеко Фумико. Пак Ёль родился в 1902 году в Мунгён провинции Кенсан-Пукто. В 1919 году, из-за подозрений в участии в национально-освободительном движении, он был вынужден бросить учебу в сеульской средней школе. Продолжать образование Пак Ёль отправился в Японию – в Токио, где устроился разносчиком газет. К этому времени молодой человек уже симпатизировал анархизму, поэтому достаточно быстро познакомился с токийскими единомышленниками и создал вместе с ними собственную группу – «Общество недовольных» (Футей-ша). Эта организация, как и многие другие анархистские группы Японии, Китая и Кореи, ставила своей целью осуществление акций «прямого действия» против представителей власти.

«Черные товарищи» против японской оккупацииВо время жизни в Японии Пак Ёль (на фото) познакомился со своей ровесницей – японкой Канэко Фумико. Она была чуть младше – родилась в 1903 году в Котобуки в Иокогаме, в семье детектива полиции Фумиказу Саэки, принадлежавшего к самурайскому роду, и простой крестьянки Кикуно Канэко. К тому времени, когда Канэко Фумико чуть подросла, ее отец оставил службу в полиции, стал злоупотреблять алкоголем. В конце концов, он бросил старую жену. Мать Канэко Фумико также долго не задержалась одна и вскоре вышла замуж. Девочка осталась с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Они и приняли решение переехать в Корею.«Черные товарищи» против японской оккупации

С 1912 по 1919 годы Канэко Фумико проживала в Корее – в доме своей бездетной тети. Фактически она была домработницей у своих родственников, хотя и имела возможность посещать школу. В 1919 году шестнадцатилетняя Фумико вернулась в Японию, в Иокогаму, а в 1920 году перебралась в Токио. Здесь она устроилась разносчицей газет, познакомилась с активистами христианской миссии «Армии Спасения», а затем – и с японскими социалистами. Одновременно она посещала занятия в вечерней школе, где познакомилась с Хацуо Нияма – японской девушкой, ставшей ее подругой и наставницей в анархистской идеологии. В это же время произошло и судьбоносное для Канэко Фумико знакомство с Пак Ёлем. Молодой кореец сразу приглянулся девушке и они стали революционными соратниками, а затем и возлюбленными.

Вместе с Пак Ёлем Канэко Фумико приняла участие в создании «Общества недовольных». Вполне вероятно, что этой небольшой организации удалось бы функционировать и далее, если бы 1 сентября 1923 года не произошло знаменитое «Великое землетрясение Канто». Оно принесло Японии большие человеческие жертвы и масштабные разрушения. Власти опасались, что последствиями землетрясения могут воспользоваться леворадикальные силы, чтобы организовать восстание. Кроме того, руководство страны было обеспокоено и возможной перспективой начала антияпонского восстания в Корее.

По всей стране начались репрессии против активистов революционного движения. Прежде всего, полиция арестовывала корейцев и сотрудничавших с ними японцев. Под стражу взяли и Пак Ёля. Канэко Фумико, как подруга корейского революционера, также была арестована. После непродолжительного следствия Пак и Фумико были признаны виновными в государственной измене. Их обвинили в том, что они якобы готовили покушение на японского императора и с этой целью собирались приобрести взрывное устройство. Находясь в заключении, Канэко Фумико написала свою автобиографию, которая сегодня считается одним из наиболее достоверных документальных источников по истории японского и корейского анархизма начала 1920-х годов.

«Черные товарищи» против японской оккупации


В конце концов, Пак Ёль и Канэко Фумико были приговорены к смертной казни. Незадолго до вынесения приговора им была предоставлена возможность официально стать мужем и женой. Казалось бы, ничто уже не могло спасти молодых анархистов от неминуемой смерти. Однако, японский император распорядился помиловать и Пак Ёля, и Канэко Фумико. Смертную казнь им заменили пожизненным заключением. Но Канэко Фумико порвала приговор и требовала ее казнить. В 1926 году она совершила самоубийство в тюремной камере. У Пак Ёля нервы оказались крепче – он нашел силы пережить длительное тюремное заключение и провел за решеткой двадцать два года. В октябре 1945 года Пак Ёль был освобожден американскими войсками. После освобождения 43-летний анархист, 22 года проведший в тюрьме, вернулся на родину. В годы Корейской войны он перебрался в КНДР, где и прожил вторую половину жизни, скончавшись в 1974 году в возрасте 72 лет.

Однако, приговор Пак Ёлю и Канэко Фумико не повлиял на дальнейшее развитие корейского анархистского движения. В 1928 году корейские эмигранты, входившие в состав Союза корейских анархистов Китая, основали Восточный союз анархистов, в который входили представители ряда восточноазиатских стран и территорий – Китая, Японии, Кореи, Тайваня и Вьетнама. Было начато издание журнала «Донг-Банг» («Восток»). Поскольку на издание прессы требовались немалые средства, активисты организации приступили к подделке финансовых документов. За это был арестован один из ветеранов корейского движения Син Чхэхо. Его приговорили к десяти годам лишения свободы. В 1936 году он скончался в тюрьме Йеосун.

«Черные товарищи» против японской оккупации
- Корейская федерация анархистов, 1928 год

Тем не менее, корейское анархистское движение продолжало существовать, распространив свою деятельность и на внутреннюю часть страны. В Сеуле и Пхеньяне возникли анархистские группы. В 1929 году была создана Корейская федерация анархистов-коммунистов, костяк которой составили активисты «Общества черных товарищей», действовавшего в Квансо. В июле 1929 года был создан Союз корейских анархистов Маньчжурии, работавший в городе Хэлим в Северной Маньчжурии. В Шанхае действовал Южно-китайский союз корейской молодежи. В это время осложнились и отношения анархистов с просоветскими элементами в корейском революционном движении. Так, в 1930 г. при невыясненных обстоятельствах в Шанхае был застрелен Ким Чваджин, считавшийся одним из лидеров анархистов. Но наиболее серьезный удар по анархистским организациям Кореи был нанесен японскими спецслужбами в 1930-е годы, когда, в связи с началом боевых действий в Китае, японское руководство всерьез озаботилось проблемой нейтрализации всех революционных и оппозиционных организаций страны. Многие видные анархисты оказались за решеткой, выйти откуда они смогли лишь после поражения Японии во Второй мировой войне.
Автор: Илья Полонский

Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовал Игорь Сипкин , 08.01.2017 в 16:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66853 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Юрий Давыдов
Сергей Шулепов
Ратша Ратник
Владимир Горбунов
Алексей Борисов
Алексей Борисов
*
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
papuas
Мединского - за яйца!
papuas Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Пей боярышник молча...
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Уймись, наркоманка..
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Алексей Борисов
Алексей Борисов
ВАДИМ БОРОДКИН
И чего же я там услышу?
ВАДИМ БОРОДКИН Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
*
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Владимир Лисивенко
Алексей Борисов
Уймись, олигофрен.
Алексей Борисов Смирись Поклонская. Алексей Учитель получил 35,5 млн от Минкультуры
Алексей Борисов
Алексей Борисов
Алексей Борисов
Алексей Борисов