Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Как спасали «Салют»

развернуть

Подвиг советских космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – одна из самых замечательных страниц в истории отечественной космонавтики. 19 апреля 1982 года на орбиту была выведена станция «Салют-7» - передовое достижение конструкторской мысли и космической промышленности своего времени. Главной целью станции было осуществление научных и технических экспериментов и исследований в космических условиях. Для исследовательской работы на станцию периодически доставляли меняющиеся экипажи. Всего «Салют-7» посетили 6 основных экипажей и 5 экспедиций, в состав которых входили космонавты Советского Союза, а также первые космонавты Франции и Индии. Самые долгие экспедиции на «Салют-7» длились 211 суток и 237 суток. Со станции космонавты совершили в общей сложности 13 выходов в открытый космос, длившихся 48 часов 33 минуты.


В мае 1982 года на станцию «Салют-7» отправилась первая основная экспедиция, вышедшая в космос на корабле «Союз Т-5». В августе 1982 года на станцию отправилась советская женщина – космонавт (вторая в мире после Валентины Терешковой) Светлана Савицкая, а в феврале – октябре 1984 года на станции работали шесть космонавтов одновременно. Именно на «Салюте-7» экспедицией в составе Леонида Кизима, Владимира Соловьева и Олега Атькова был установлен абсолютный на тот период рекорд продолжительности космического полета – 237 суток.

Затем некоторое время экспедиции на станцию не отправлялись, а 11 февраля 1985 года связь со станцией «Салют-7» прервалась. В это время станция совершала полет в автоматическом режиме, космонавтов на ее борту не было. Что произошло и почему станция перестала выходить на связь? Ответить на этот вопрос в центре управления полетами не могли. Единственное, что удалось установить – станция не была разрушена полностью. Это выяснили, использовав оптические средства системы противоракетной обороны, которые показали, что «Салют-7» остается цельным объектом, то есть – не подвергся тотальному разрушению вследствие каких-либо воздействий. Станция «Салют-7» представляла большую ценность, а ее возможное падение могло привести к самым непредсказуемым последствиям. Поэтому руководство советского государства и космической отрасли задумалось о возможных путях выхода из проблемной ситуации.


Как спасали «Салют»


После долгих консультаций было решено попытаться спасти дорогостоящую и ценную космическую станцию. Решение этой задачи могло быть достигнуто только одним путем – отправкой на станцию спасательной экспедиции. Таких примеров в истории мировой космонавтики еще не было – советским людям опять было суждено стать пионерами в космосе, на этот раз – в спасении космической станции.

Конечно, операция была очень рискованной. Во-первых, никто прежде не совершал подобных операций, поэтому у космонавтов не было ни личного опыта, ни возможности проконсультироваться у «старших товарищей». Во-вторых, космонавты могли столкнуться с потерявшей управление станцией, погибнуть или отравиться продуктами горения. Ведь на Земле даже точно не знали, что произошло на станции «Салют-7». Не исключалась и вероятность пожара на станции. Однако медлить было нельзя – ведь примерно через полгода после потери управления «Салют-7» должна была начать снижаться и в конечном итоге упасть в каком-либо месте Земли, возможно – на крупный город, промышленный объект, что могло бы вызвать большие человеческие жертвы и техногенную катастрофу.

Понятно, что полет на станцию «Салют-7» руководство космической отраслью могло доверить только опытнейшим и высокопрофессиональным космонавтам. Это должны были быть лучшие из лучших – цвет отечественной космонавтики. Таких людей нашли довольно быстро, изучив весь список действующих и подходящих по возрасту, состоянию здоровья и профессиональным качествам советских космонавтов.Как спасали «Салют»

Бортинженером экспедиции был утвержден Виктор Петрович Савиных. К этому времени ему было уже 45 лет, а за плечами почти двадцатилетний опыт работы в космической отрасли. Виктор Петрович родился в 1940 году и в молодости, наверное, и сам не предполагал, что станет космонавтом. Он окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта с квалификацией «техник-путеец», служил в железнодорожных войсках, а после армии поступил на оптико-механический факультет Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Отличное окончание института позволило ему устроиться в ЦКБ экспериментального машиностроения (с 1974 года — НПО «Энергия») в отдел, которым руководил академик Борис Раушенбах. Здесь Виктор Петрович проработал двадцать лет, занимаясь разработкой систем управления космических кораблей.

Станцию «Салют-7» Виктор Савиных знал прекрасно. Кроме того, он уже имел опыт полета в космос – с 12 марта по 26 мая 1981 года он совершил полет в качестве бортинженера корабля «Союз Т-4», которым командовал Владимир Васильевич Ковалёнок. Естественно, что выбор пал на Виктора Савиных и в этот раз – спустя пять лет после своего первого полета в космос ему предстояло лететь вновь, на этот раз – в сложнейшую и опаснейшую экспедицию на «потерявшуюся» станцию.

Если с кандидатурой на должность бортинженера все было понятно с самого начала, то относительно кандидата на роль командира экипажа некоторое время велись дискуссии. В конечном итоге решили остановиться на кандидатуре полковника Владимира Джанибекова. Это также был опытнейший советский космонавт, отважный и решительный человек. К моменту описываемых событий Владимир Александрович Джанибеков уже был дважды Героем Советского Союза. Он был на два года младше Виктора Савиных – родился в 1942 году. Его путь в космонавтику также не был «линейным». Как спасали «Салют»Владимир Александрович в 1960 году окончил Ташкентское суворовское военное училище, но сначала поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета и лишь затем выдержал вступительные экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1965 году. Некоторое время Владимир Александрович служил летчиком-инструктором в военно-воздушных силах, а в 1970 году был зачислен в отряд космонавтов, где прошел полный курс подготовки и в 1974 году стал космонавтом 3-го отдела программы ЭПАС 1-го управления. За полеты в 1978 и 1981 гг. Владимир Джанибеков получил две Золотые Звезды Героя Советского Союза.

В середине 1980-х годов полковник Владимир Джанибеков уже был самым опытным космонавтом Советского Союза. Он совершил четыре полета в космос, причем все в качестве командира космического корабля. Он вернулся с орбиты в июле 1984 года, поэтому сначала предстояло проверить здоровье полковника – выдержит ли он повторную сложнейшую экспедицию в космос, все же не шутка столь часто летать в космос. Когда врачи сказали, что Джанибеков может лететь, его официально утвердили командиром экипажа космического корабля.

Кроме подготовки экипажа, было необходимо тщательно подготовить и усовершенствовать и корабль «Союз Т-13», на котором им предстояло лететь в космос. Прежде всего, с корабля убрали кресло третьего космонавта, а также систему автоматического сближения, зато установили лазерный дальномер. Освобождение места за счет кресла третьего космонавта носило вполне утилитарный смысл – на корабле разместили дополнительные запасы топлива и питьевой воды. Для увеличения продолжительности автономного полета на корабле установили специальные дополнительные регенераторы очистки воздуха. Были созданы максимально возможные условия для того, чтобы космонавты могли подольше находиться в режиме автономного полета в случае какой-либо непредвиденной ситуации.

Корабль «Союз Т-13» стартовал с космодрома Байконур 6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени. О запуске космического корабля сообщили средства массовой информации Советского Союза. Но подлинная цель экспедиции Джанибекова и Савиных не разглашалась. Только когда корабль уже находился в космосе несколько недель, в прессе постепенно стали сообщать некоторые подробности о необычной экспедиции советских космонавтов. Уже 8 июня 1985 года была произведена стыковка «Союз Т-13» с обнаруженной станцией «Салют-7». При этом обеспечение стыковки осуществляли средства противоракетной обороны Советского Союза, благодаря которым «Союз Т-13» и был успешно наведен на «Салют-7».

Однако после приближения к станции стали выясняться интересные подробности. Выяснилось, что на станции не работала система ориентации солнечных батарей. Джанибеков и Савиных перешли на станцию «Салют-7». Первой реакцией командира космического корабля была краткая фраза «Колотун, братцы!». Температура на «Салюте-7» действительно опустилась очень сильно – примерно до 4 градусов тепла.

Примечательно, что когда 12 июня 1985 года Владимир Джанибеков и Виктор Савиных провели первый телевизионный репортаж со станции «Салют-7», они были без головных уборов. Снять шапки космонавтов попросило руководство, поскольку об аварийно-спасательных работах на станции граждане Советского Союза и мировая общественность не знали и экипаж должен был выглядеть повседневно, будто ничего не произошло. Только когда сеанс связи со станцией завершился, Джанибеков и Савиных смогли вновь достать теплые головные уборы.

Космонавты приступили к ремонту станции. Работать было сложно, но опытные специалисты не сдавались и практически сделали невозможное. За несколько дней им удалось не только выявить неисправность в системе контроля электропитания, но и устранить ее. 16 июня 1985 года космонавты смогли подключить аккумуляторы станции к солнечным батареям, прогреть станцию и восстановить ее работоспособность. Это был настоящий подвиг, каких не знала прежняя история космонавтики – и советской, и американской.

23 июня к станции «Салют-7» пристыковался «Прогресс-24», который доставил запасы воды и другие необходимые космонавтам грузы. Следующим героическим поступком Джанибекова и Савиных был выход в открытый космос 2 августа 1985 года, когда космонавты смогли установить дополнительные элементы солнечной батареи, которые увеличивали рабочую поверхность. 17 сентября 1985 года стартовал корабль «Союз Т-14», а 18 сентября он успешно пристыковался к станции «Салют-7», доставив на станцию еще троих космонавтов – Владимира Васютина, Александра Волкова и Георгия Гречко. На протяжении недели пятеро космонавтов работали на станции «Салют-7» и лишь 26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко на корабле «Союз Т-13» вернулись на землю.

Работать на станции продолжали Владимир Васютин, Александр Волков и Виктор Савиных. Первое время командиром экспедиции был Владимир Васютин, но затем на эту должность был назначен Виктор Савиных. Однако по определенным обстоятельствам (проблемы со здоровьем у Владимира Васютина) им пришлось прервать экспедицию намного раньше намеченного срока. Сорвались и планы по отправке на станцию «Салют-7» первой в мире экспедиции, укомплектованной исключительно женщинами – космонавтами. 21 ноября 1985 года Васютин, Волков и Савиных вернулись на землю.

Как спасали «Салют»


За экспедицию на «Салют-7» Виктор Савиных, к этому времени уже имевший на счету полет в космос, получил вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза. Владимир Джанибеков и так был дважды Героем Советского Союза, а космонавтам больше двух звезд не давали. Поэтому Джанибекова наградили орденом Ленина и присвоили очередное воинское звание – генерал-майора авиации.

После возвращения с «Салюта-7», Владимир Джанибеков в 1985-1988 гг. командовал отрядом космонавтов в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, а затем, с 1988 по 1997 гг. руководил Управлением теоретической и научно-исследовательской подготовки Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В 1997 году он устроился профессором-консультантом кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского государственного университета.

Виктор Савиных с 7 по 17 июня 1988 года совершил свой третий космический полет в экипаже с командиром Анатолием Соловьевым и болгарским космонавтом Александром Александровым. В том же 1988 году Виктор Петрович был избран ректором Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) и занимал эту должность до 2007 года – почти двадцать лет, а в 2007 году был утвержден президентом МИИГАиК. Известный ученый, Виктор Савиных внес большой вклад в развитие космической отрасли и наук о космосе. В то же время, Виктор Петрович не чужд и общественно-политической деятельности. Еще в 1989-1992 гг. он был народным депутатом СССР, затем стал президентом Ассоциации российских вузов, а в марте 2011 года был избран депутатом Законодательного Собрания Кировской области.

Экспедиция на станцию «Салют-7» и выполнение на ней ремонтных работ стало одним из наиболее ярких триумфов в истории советской космонавтики, а космонавты Джанибеков и Савиных продемонстрировали всему миру самоотверженность и высочайшее профессиональное мастерство советских специалистов.
Автор: Илья Полонский

Источник →

Ключевые слова: Головные уборы, космос, подвиг
Опубликовал Игорь Сипкин , 01.11.2017 в 08:59

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66794 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Прохожий по жизни
Владимир Ковалёв
Анатолий Дербуш
Иван Гвоздев
Иван Гвоздев
Андрей Рентыргин
Алексей Черезов
Сергей Киселев
Алекс Архипов
Zainjka minina
Вован НиЧеСе
Ганнибал Лектор
Алла Вейц
Сергей Елсаков
Виктор Журавлёв
Сергей Евдокимов
Сергей Елсаков
Куликов Игорь
Валентина Гетманцева (Цапко)
vkasincev Касинцев