Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

развернуть

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него



Есть мнение, что Россия — морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.


С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?


Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» — корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск — такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него


Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.

Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.

Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его историю и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?

Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно — меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так — получасовая пробежка.

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
На палубе печаль и почти сгнившие доски обшивки

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Корабельный колокол склянок не отбивает, но услышать его во время экскурсии можно

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
100-мм универсальные орудия

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
37-мм зенитные автоматы. Единственное, что можно изучить вплотную

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

АК-230. Результат модернизации

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Кают-компания крейсера

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Каюта офицерского состава

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Один из постов управления

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Корабельный медпункт

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Камбуз и один из корабельных котов на вахте

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

КБУ. Каюта бытовых услуг.

Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.

Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных — только удивление.

Какое может быть будущее у крейсера?

Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море — это не бетонный постамент все-таки.

Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…

Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.

И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.

А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.

В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.

Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.

А что с Новороссийском?

А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.

Возможно, «Керчь» вполне подойдет.

Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него


4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.

Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на "Кутузове".

Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.

В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.
Автор: Роман Скоморохов

Источник →

Ключевые слова: вмф
Опубликовал Игорь Сипкин , 06.08.2017 в 11:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66830 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

mirabella1945 Медведовский
Nats Блиндажев
Nats Блиндажев
Олег Величко
Юрий Стефаненков
шакалята....
Юрий Стефаненков Как большевики продавали драгоценности Романовых
Сергей Сторчак
егор егоров
борис гребенников
Маккейн забыл вьетнамскую яму ...
борис гребенников Разжигание кровопролития на Украине
Никадим Антилибералиссимус
СОСНИХУЙЦАПИДОР !!!
Никадим Антилибералиссим… За право быть русскими они боролись столетиями
Татьяна Трофимова
Татьяна Трофимова
Сергей Торопчин
*
Сергей Торопчин Почему на Первом Канале напали на Бома — видео
Виктор
polichek@yandex.ru polichek
Вадим
Liudmila Abramova
Елена ***
Люблю сказки...
Елена *** Российский подводный спецназ "схлестнулся" под водами Байкала с неизвестными нарушителями
Vladimir Mochulsky
надо добиваться присвоения ГЕРОЯ РОССИИ Арсению Павлову!!!
Vladimir Mochulsky Герои нашего времени
Константин Шадских
Федор Осетин