Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 4

развернуть

Участие православного духовенства в религиозном и духовном воспитании русских воинов имеет давние корни. Историки считают, что первые военные священники появились на Руси еще в период правления царя Алексея Михайловича.
Позже, уже в петровские времена, присутствие в армии и на флоте православных священников было узаконено. Так, в уставе 1716 года появился отдельный раздел «О священнослужителях», которые осуществляли «духовное окормление» войск. Этим же документом определялись правовое положение, обязанности и основные формы их деятельности. Для тех, кто немного подзабыл значение старославянского слова «окормление», напомним, что согласно «Азбуки веры», оно имеет несколько значений: 1) пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве; 2) духовное наставничество вообще. Так что в дооктябрьский период 1917 года православная церковь в полной мере осуществляла заботу о воинском духе в армии, основанном на глубокой религиозной вере. Церковь в ту пору считалась одной из важнейших структур государства, а православие почиталось государственной религией. Поэтому полковые священники в полной мере осуществляли религиозно-воспитательные функции, укрепляли моральный дух в боевых условиях, проводили церковные богослужения, таинства и требы в местах постоянной дислокации войск и в полевых условиях.


Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 4

С 1890 года была введена высшая должность военного священника — протопресвитера военного и морского духовенства. Кандидат на эту должность представлялся военным министром, рассматривался Святейшим синодом и утверждался императором. По церковным вопросам протопресвитер подчинялся Синоду, а по военным делам — военному министру. По своему сану и рангу он приравнивался к архиепископу и генерал-лейтенанту. Протопресвитер имел право личного доклада императору. В 1903 году были уточнены основные обязанности военных священников, которые включали в себя от воскресных богослужений в полковой церкви до подготовки церковного хора и преподавания Закона Божия.

Летом 1914 года в столице прошел 1-й Всероссийский съезд военного и морского духовенства. Одним из вопросов обсуждения стала работа священника в военных условиях. Была принята памятка-инструкция военному священнику, согласно которой его место в бою было на передовом перевязочном пункте. Теперь от священника требовалось, наряду с церковными функциями, умение оказать первую медпомощь. Перед 1-й мировой войной в штате ведомства протопресвитера состояло 730 священнослужителей, в основном, православной веры. Православие являлось государственной религией. А остальные религии делились на терпимые и нетерпимые. Ислам входил в число терпимых, наряду с буддизмом и иудаизмом.

Мусульманская знать служила в гвардейских частях, а их дети обучались в кадетских корпусах. Из лучших кавказских наездников была сформирована Дикая или как ее еще называли — Туземная дивизия, в состав которой входило 6 кавалерийских полков — Дагестанский, Кабардинский, Чеченский, Ингушский, Черкесский и Татарский.

Ко времени Первой мировой войны военнослужащим, исповедующим ислам, были предоставлены возможности питаться халяльной пищей и получать приемлемые для них награды — например, Георгиевский крест с изображением герба вместо Георгия Победоносца. Полковые муллы получали жалование аналогичное тому, которое получали православные полковые священники. Муфтии и муллы за хорошую службу обретали те же привилегии, что и представители православного духовенства.

С началом войны в действующую армию прибыло много православных священников-добровольцев, которые после десятидневных курсов привлекались для оказания помощи раненым. Всего во время войны в армии и на флоте служили свыше 5 тыс. священников. При этом в штабах военных округов и фронтов служили католические капелланы, раввины, лютеранские и евангелические проповедники и муллы, подчинявшиеся Департаменту духовных дел иностранных исповеданий МВД. Они занимались организацией окормления своих единоверцев в войсках.

В ходе 1-й мировой войны более 30 военных священников погибли и умерли от ран, около 400 получили ранения и контузии, свыше 100 попали в плен. Немало военных священников были отмечены церковными и светскими наградами за проявленное мужество и стойкость духа в боевой обстановке. При этом надо помнить, что они не брали в руки оружия. У них на вооружении была лишь твердая вера и наперсный крест.

До основания. А затем…

20 марта 1917 года Временным правительством были отменены все религиозные и национальные ограничения, установленные законодательством Российской империи. Позже декретом наркома РСФСР по военным делам от 16 января 1918 года институт военного духовенства в вооруженных силах был упразднен. Тем самым была под корень уничтожена прежняя система духовно-нравственного воспитания в армии. Да и армия собственно была распущена и перестала существовать как вооруженная сила государства. Дальше начались эксперименты. Добровольная запись в Красную армию. Желающих было маловато, а гражданская война и интервенция набирали размах. Перешли на мобилизационный принцип комплектования. Численность войск возросла, а командовать некому. Стали брать на службу лояльных к советской власти бывших офицеров. Но частые случаи предательства и перебежек на сторону белых вынудили ставить рядом с командиром комиссаров из большевиков с широкими полномочиями и правом подписи приказов. Одновременно складывались основы партийно-политической и культурно-воспитательной работы в армии. Их центрами в войсках стали политотделы. В ротном звене появились политруки и вертикаль партийно-политической работы сформировалась окончательно. Она во многом обеспечила боевой дух и победный настрой в годы Великой Отечественной войны.

Главным персонажем, олицетворявшим партийно-политическую систему в войсках, был замполит. В начале 1990-х годов партполитработа в армии была запрещена. Непобедимая и легендарная разрушалась внутренними усилиями людей, пришедших к власти в армии и государстве. Бывшие замполиты шли тропой уничижения, открытого пренебрежения и массового исхода из армейских рядов. Те же, кто пережил все это, пройдя путь бесправных помощников командиров по воспитательной работе, затем, после неоднократных реорганизаций, став заместителями по работе с личным составом, вновь попали в жернова «оптимизации». При прежнем «эффективном менеджере», возглавлявшем тогда минобороны, уже и сокращать-то особо было некого. И тем не менее, как можно судить о ситуации из открытых СМИ, решили взятый курс продолжить. Тем более в недрах военно-государственной системы уже давно прорабатывались варианты построении системы духовно-нравственного воспитания с привлечением, как в царское время, военных священников. И эта работа началась еще в начале 1990-х годов. При этом надо иметь ввиду, что в течение почти 75 предыдущих лет в советские времена официальным мировоззрением в армии был научный атеизм.

В разные периоды истории СССР степень религиозности среди населения была различной. В 1920-е годы она была достаточно высокой и с этим явлением общественной жизни велась борьба. Как и со служителями культа. Рушились храмы, а вера оставалась. В годы Великой Отечественной войны уровень религиозности заметно вырос и по некоторым оценкам доходил до 60% среди граждан в тылу и на фронте. В последующие годы вновь преобладал научный атеизм. Однако открытое проявление религиозности, в основном, представителями старшего поколения сохранялось. Существовала и латентная (скрытая) форма религиозности — тайно крестили детей, отмечали Пасху, купались в купелях на Крещение и т.д. В советские годы наметилась и до сих пор сохраняется тенденция — чем хуже и тяжелей жизнь россиян, тем выше их религиозность и ближе общение с церковью. Интересная закономерность: за советское время по демографическим критериям сменилось 3 поколения, а вера в народе сохранилась. Если взглянуть по-другому, то после распада СССР тоже уже сменилось поколение, а по опросам ностальгия по советским временам, пусть и не всегда хорошим, не только сохраняется, но и в последние годы, судя по опросам, возрастает.
В отечественной исторической практике колебания от одной крайности к другой, видимо, стали национальной традицией. Поэтому сейчас маятник от коммунистической идейности и морального кодекса строителя коммунизма качнулся в сторону религиозной духовности и десяти заповедей. Все в нашей истории повторяется…

В чем твоя вера, солдат?

Выделение в отдельное направление работы по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих сразу же вызывает в памяти ассоциативный ряд понятий: «дух» — «духовность» — «духовенство». И это верный, на наш взгляд, путь к пониманию смысла и сути этой работы в наши дни. В словарях русского языка понятие «духовность» имеет несколько синонимов, среди них 2 синонима относятся к светской жизни (интеллектуальность и душевность), а другие 2 синонима имеют церковное значение (религиозность, церковность).

Насколько крепок дух и глубока вера у современных российских военных? В прежние времена высокий боевой дух в армии держался на 3-х устоях — вера, царь и отечество. Не случайно на первом месте стояла вера, поскольку абсолютное большинство подданных Российской империи, служивших в армии, были православными верующими. Соответственно, духовными пастырями и полковыми священниками опять же, в основном, являлись представители православного духовенства. Одной из главных задач военного священника было укрепление православной веры в умах и душах солдат. Если обратиться к Библии, то найдем там глубокое по смыслу философское определение: «Вера … есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Каково же сегодня состояние веры в российской семье и обществе, откуда приходит призывник в армию?

Степень религиозности россиян имеет вполне определенные и достаточно стабильные показатели на протяжении многих лет наблюдения. Так, «Левада-Центр» с 1998 года и по наши дни в канун православной Пасхи проводит стандартизированный опрос. В прошлом году он проходил в Великий пост в конце марта в 52 субъектах РФ. За 20 лет мало что изменилось в ответах россиян. По-прежнему от 70 до 82% в пост сохраняют обычный режим питания, а на Всенощной службе присутствуют от 5 до 11% относящих себя к православным верующим. Согласно другому исследованию — Института социологии Российской академии наук, результаты которого были опубликованы в «Российской газете», верующие распределились следующим образом:

• православие — 79 %;
• не принадлежат к какому-либо вероисповеданию — 9 %;
• атеисты — 7 %;
• мусульмане — 4 %;
• другие — 1 %.

За последние 10 лет число тех, кто в дни религиозных праздников и в свободное время считает для себя обязательным сходить в церковь, почти не изменилось: это примерно каждый десятый участник опросов. Причем число тех православных, кто считает посещение церкви обязательным для верующего человека, с 2009 г. даже несколько сократилось — с 14% до 11%.

По данным опросов, а исследования ИС РАН религиозных взглядов россиян длятся уже более 20 лет, среди последователей православия в Бога верят около 72%. Среди мусульман, евреев и буддистов процент верующих в свои высшие силы примерно такой же. По опросам последних лет от 60 до 70% военнослужащих считают себя верующими. Казалось бы, ситуация понятна. Однако требуется ключевое уточнение. Доктор политических наук из ИС РАН Мчедлова М.М. отмечает, что религиозность делится на две части — на внутреннюю и на внешнюю. Внутренняя — это ваша личная вера, которую ничем не измеришь. А есть внешняя религиозность, которую и замеряют социологи, основываясь на ответах и поведении людей: как часто они молятся, ходят ли в церковь, исповедуются или нет и т.д. Считается, что социальная опора православия в обществе составляет около 11-14% верующих, из них глубоко верующих и соблюдающих все православные каноны примерно 3-4%. При этом, как это ни парадоксально, более всего предрасположены к религиозному влиянию самые бедные и самые обеспеченные россияне. Опираясь на результаты исследований, можно предположить, что поскольку ВС РФ по призыву комплектуются в преобладающей степени выходцами из бедных семей, то тренд роста или хотя бы сохранения нынешних пропорций верующих среди солдат и сержантов в ближайшие годы сохранится. Конечно, неплохо бы понимать, какая часть из них действительно глубоко религиозные люди, а для кого православие является традицией или родительским обычаем. Для некоторых принадлежность к православной вере заключается лишь в ношении нательного крестика, надетого при крещении. Хотя и это тоже может быть началом пути к истинной вере.

Другим четко обозначившимся трендом, который имеет религиозно-статистические показатели, является потенциальный рост числа военнослужащих, исповедующих ислам и соблюдающих мусульманские обычаи и религиозные каноны. В ближайшей перспективе обе эти тенденции будут преобладающими в работе как религиозных служителей в войсках, так и военно-политических работников всех уровней и рангов. Кстати, политические предпочтения у православных прихожан тоже самые разные. Среди них есть и правые, и левые, и центристы, и либералы. Степень религиозности в православии, как показывают итоги опросов и исследований, как правило, не оказывает заметного влияния на политические предпочтения верующих.

Таковы лишь некоторые из религиозных проявлений, носителями которых могут быть военнослужащие, проходящие службу в армии и на флоте. На основных тенденциях, связанных с формированием войсковых и церковных структур по работе с православными верующими, а также с воинами, принадлежащими к другим конфессиям и различным религиозным течениям в духовном пространстве российского общества, мы остановимся при нашей следующей встрече.

Продолжение следует…

Предыдущая часть.
Автор:
Михаил Сухоруков
Использованы фотографии:
psmb.ru

Источник →

Ключевые слова: армия
Опубликовал Игорь Сипкин , 13.01.2019 в 18:02
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

70803 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Валерий Бородько
Валерий Бородько
Александр Чадулин
1941 1945
Владимир Ботюк
Вечная память герою.
Владимир Ботюк Неудержимый Власов: за что немцы заживо сожгли Героя СССР
Людмила Isakova
Владимир Eвтеев
Татьяна Телякова
Земля обетованная
Андрей Баканин
абрам вербин
Уймись, недотёпа.
абрам вербин Врачи роддома в Башкирии публично посмеялись над своей зарплатой
Земля обетованная
Сергей Бессонов
Амфибрахий Дактилев
Амфибрахий Дактилев
абрам вербин
Юрий Ким
Алексей Григорьев
саша Пётр
vadim kogan