Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Состав и структура 7-й воздушной армии

развернуть

Боевые действия в Заполярье и Карелии постепенно выходят из тумана небытия, однако вопрос структуры и численности авиационных соединений, воевавших в тех холодных краях, все еще остается обделенным вниманием. Данная статья не ставит своей целью описать воздушные баталии в ледяном карельском небе или боевой путь авиационных частей Карельского фронта, конкретная задача данной статьи – изучение состава и структуры 7-й воздушной армии.


Состав и структура 7-й воздушной армии


За год боевых действий ВВС Карельского фронта накопили большой опыт и повысили свою боеспособность. Конечно, как и всему Карельскому фронту, им не отводилось должного внимания в связи со второстепенностью финского театра боевых действий, однако авиаторы все равно развивали свои умения и способности, сражались с финской и немецкой авиацией в воздушных баталиях, которые были красочно, хоть и лживо, описаны Илмари Ютилайненом в его мемуарах (в которых за всю книгу было сбито лишь несколько финских самолетов и десятки советских).

В 1942 году росли и части ВВС Карфронта. Летом-осенью 1942 года были сформированы 9-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, 20-я отдельная санитарная авиаэскадрилья, 968-й ночной бомбардировочный авиаполк, 42-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья. [1 стр. 80].

21 ноября 1942 года ВВС Карельского фронта были переформированы в 7-ю воздушную армию (ВА). ВВС 14-й армии переформировывались в 258-ю истребительную авиадивизию, ВВС 19-й армии в 260-ю бомбардировочную авиадивизию, ВВС 26-й армии в 261-ю штурмовую авиадивизию, а ВВС 32-й армии в 259-ю истребительную авиадивизию. Два полка и четыре эскадрильи вошли в состав будучи непосредственно подчиненными управлению 7-й ВА. [1 стр. 87]

На Мурманском направлении действовала 258-я истребительная авиадивизия, на кандалакшском направлении – 260-я бомбардировочная авиадивизия, на кестеньгском, ухтинском и ребольском направлениях находилась 261-я штурмовая авиадивизия, на медвежьегорском и масельском направлениях – 259-я истребительная авиадивизия, прикрывающая Кировскую (Мурманскую) железную дорогу. [1 стр. 87-88].

Собственно говоря, создание армии способствовало боле четкому распределению обязанностей между отделами и в самих отделах, а также исчезла делимость авиационных сил на ВВС каждой армии, между которыми, в следствие специфического характера войны в Карелии, были огромные пустующие земли, никем не занятые.

Перейдем же к изучению состава и структуры 7-й воздушной армии. Согласно «Ведомости боевого состава частей 7 ВА на 15.8.43 г.» [2] в армии находилось всего 318 самолетов, из которых:

113 бомбардировщиков, из которых:
Бостон-3 – 18;
ПЕ-2 – 18;
ЛИ-2 – 1;
Р-5 – 10;
У-2 – 66;
80 штурмовиков из которых:
ИЛ-2 – 50;
И-15 бис – 20;
И-153 – 10;
5 разведчиков из которых:
ПЕ-2 – 3;
СБ – 1;
Б-25 – 1;
110 истребителей из которых:
ЛАГГ-3 – 10;
Харрикейн – 63;
И-16 – 12;
И-158 – 15;
Киттихаук (Р-40) – 10;
10 корректировщиков и транспортников, из которых:
Кертис-52 – 2
ПР-5 – 5;
С-2 — 3.

7-я воздушная армия вместе с войсками 7-й и 32-й армии Карельского фронта участвовала в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, являющейся частью Выборгско-Петрозаводской операции. Задачей 7-й ВА была поддержка с воздуха наступающих частей РККА, которые должны были освободить Карелию от оккупации конкретно финских войск, не немецких – против немецких оккупантов на Севере России боевые действия начнутся осенью 1944 г.

На 1 июля 1944 г., то есть буквально через неделю после начала наступления, 7-я ВА имела в своем составе[3]:

Истребителей – 418;
Штурмовиков – 244;
Бомбардировщиков – 65;
Ночных бомбардировщиков – 59 [4];
Самолетов боевого обеспечения – 96
Всего: 882 самолета.

По частям состав 7-й ВА распределялся следующим образом:
1-я гвардейская смешанная авиационная дивизия (сад): 125 самолетов;
324-я истребительная авиационная дивизия: 110 самолетов;
257-я сад: 146 самолетов;
260-я сад: 184 самолета;
261-я бомбардировочная авиационная дивизия: 114 самолетов;
Армейская авиация: 140 самолетов.

Спустя месяц боевых действий, согласно «Классификации боевой авиации 7 В.А. на 1.8.44 г.» [5] в 7-й ВА имелось:
Истребителей: 270 исправных и 53 неисправных;
Штурмовиков: 182 исправных и 62 неисправных;
Бомбардировщиков: 53 исправных и 7 неисправных;
Ночных бомбардировщиков: 49 исправных и 5 неисправных;
Авиации боевого обеспечения: 99 исправных и 10 неисправных.
ВСЕГО: 653 исправных и 137 неисправных самолетов.

Чуть раньше того, как началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция и частые боевые вылеты для летчиков 7-й ВА, началась Выборгская наступательная операция, где наступление 23-й и 21-й армии РККА с воздуха поддерживала 13-я воздушная армия. Ее состав, по данным Баира Иринчеева, составил 1000 самолетов [6, стр. 42]. По данным Иноземцева на 9 июня 1944 года в состав 13-й ВА входили 757 самолетов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков, но к ним стоит прибавить 220 самолетов ВВС Балтийского флота, тем самым общее число самолетов – 977. [7, стр. 210-211] Таким образом, разница в количестве самолетов 7-й и 13-й ВА, которые у них были на начало наступательных операций против финских войск, небольшая. В 7-й ВА это 882 самолета, в 13-й ВА — 977. Здесь еще нужно учесть, что Ставка изначально понимала, что Карельский фронт слабее Ленинградского, поэтому первым удар был нанесен по Карельскому перешейку силами ЛенФронта, для того чтобы ослабить финскую группировку в Карелии, и только после того, как финны стянули значительные силы на перешеек, наступать начал КарФронт. То, что количество самолетов 7-й ВА меньше, чем количество самолетов 13-й ВА оправдано тем, что бои в Карелии Ставка изначально считала слабее боев на перешейке.

Использованная литература:
[1] Иноземцев И. В небе Заполярья и Карелии. М.: Воениздат, 1987.
[2] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 755.
[3] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 1769.
[4] По мнению Е. Киселева, под «ночными бомбардировщиками» чаще всего понимались переделанные под бомбардировщики устаревшие самолеты, прежде всего Р-5 или У-2.
[5] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 1954.
[6] Иринчеев Б. Прорыв Карельского вала. Четвертый сталинский удар. М.: Яуза-каталог, 2016.
[7] Иноземцев И. Под крылом – Ленинград. М.: Воениздат, 1978.
Автор: Денис Александрович Попов

Использованы фотографии: Из книги Иноземцева И. "В небе Заполярья и Карелии" (1987)

Источник →

Ключевые слова: ввс, Книги
Опубликовал Игорь Сипкин , 01.06.2018 в 17:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66615 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Игорь Шемет
Игорь Шемет
Игорь Шемет
Татьяна Бушмелева
Владимир Eвтеев
Чушь не городи.
Владимир Eвтеев Зачем русские десантники сделали марш-бросок в Приштину
Владимир Чернышов
Владимир Семёнов
ну и..?
Владимир Семёнов Мнимые неудачники Курска: так ли плох«Фердинанд»?
Владимир Семёнов
БРОДЯГА
Garry
сравни опель70-х......
Garry Мнимые неудачники Курска: так ли плох«Фердинанд»?
Anatoly Kiselev
Anatoly Kiselev
Anatoly Kiselev
Anatoly Kiselev
Fedor Sergeev
Евгений Погорелов
С антинародным правительством буран не полетит. Как бы до гражданской войны не дойти.
Евгений Погорелов Наш "Буран"
Алексей Рахматулин
Teodor