Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

развернуть

Блокированные в аэропорту бойцы армии Украины в мае-июне вели вялые перестрелки с ополченцами, которые также не торопились штурмовать воздушную гавань Донецка.
Самолеты приземляться на ВПП не могли, поэтому сбрасывали блокированным частям ВСУ «гуманитарную» помощь, проходя над аэропортом на бреющем полете. С земли транспортники обстреливали из стрелкового оружия – в общем, в таком ритме и прошел июнь 2014 года. Ополченцам по причине некой разобщенности и слабой спаянности не удалось даже полноценно окружить аэропорт и блокировать каналы поставок осажденным по суше. Со временем ополченцы усилили натиск, утюжа здания с засевшими бойцами ВСУ автоматическими пушками, минометами и крупнокалиберными пулеметами. Аэропорт от этого постепенно превращался в развалины, снимки которых облетели весь мир.


Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Аэросъемка, сделанная с помощью дрона, наложена на спутниковый снимок еще целого терминала донецкого аэропорта в сервисе GoogleEarth и демонстрирует масштаб разрушений

К началу июля ситуация вокруг донецкого аэропорта стала стремительно меняться, причиной стала активность ВСУ. Со стороны Тоненького, что находится западнее Авдеевки, украинцы стали прорубать деблокирующий коридор к аэропорту. Поначалу подразделениям ДНР не хватало сил и средств для отражения наступления – фронт неумолимо приближался к Донецку. Уже 22 июня Стрелков официально объявил о снятии блокады с аэропорта подразделениями ВСУ. Фактически аэропорт теперь превратился в опорный пункт украинской армии – к нему перебрасывались также каратели запрещенного в России «Правого сектора» и «Днепра-1». Прибыла 93-я отдельная механизированная бригада «Холодный Яр» (Харьков) вместе с 17-й криворожской бригадой. Именно эта компания и еще несколько подразделений в дальнейшем получили специфическое наименование «киборги». Интересно проследить «боевой путь» подразделения «Днепр-1», который 24 июля захватил село Пески, по пути выбивая ополченцев из Карловки, Первомайского и Нетайлово. Взятие села Пески имело стратегическое значение и дало возможность частично разблокировать окруженных бойцов ВСУ в аэропорту имени Сергея Прокофьева. Держал Пески «Днепр-1» до 21 августа 2015 года, пока не поступил приказ о передачи позиций 93-й бригаде. Отличились каратели «Днепра-1» и в диверсионных вылазках в Донецк, в ходе которых уничтожили грузовик с бойцами батальона «Восток», а также захватили патрульный джип. Но диверсионный пыл заметно спал после засады, в которой были ранены 4 человека вместе с командиром роты Шиловым.

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2


Толчком к активным действия со стороны ополчения стали успехи в районе Иловайска, которые несколько деморализовали части ВСУ и привели военное руководство Украины во временное замешательство. Решено было ковать железо, пока горячо, и организовать штурм под конец августа. К тому же на помощь ополчению пришли части, освободившиеся после ликвидации Иловайского котла. Сперва аэропорт подвергся артиллерийскому обстрелу, который наносил украинским частям достаточно условный ущерб – большая часть бойцов успевала укрываться в обширных подземельях. Даже при хронической нехватке боеприпасов у ополчения зданиям от артиллерии доставалось серьезно. Красивый некогда комплекс постепенно превращался в труднопроходимые развалины. Самым крепким орешком оказалась диспетчерская вышка, которая по конструкции должна была выдержать удар пассажирского самолета, и поэтому стойко держала снаряды ополчения.

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2


Проблемой оставались артиллерийские позиции ВСУ позади аэропорта, которые методично обстреливали Донецк, и расположение подразделений ополченцев. В книгах Евгения Норина и Анатолия Цыганка приводятся слова безымянного бойца ДНР, который очень точно охарактеризовал сложившуюся оперативную обстановку:
«Укры сидят под землёй. На поверхность поднимаются корректировщики, иногда снайперы и миномётчики. Плюс через камеры наблюдают за поверхностью. Наши после жиденькой артподготовки (ибо снаряды дефицит) выдвигаются, по ним начинают [бить] из Песков и Авдеевки всем чем можно, они отходят. И так каждый день. Итог: 1–3 «двухсотых» и 10–20 «трехсотых» ежедневно. И всё было бы совсем плохо, но тут вступает в действие уже укрокомандование, которое зачем-то стремится непременно иметь в аэропорту танки и БМП. Которые оно и гонит туда через территорию, которую простреливают наши, после чего оставшиеся коробочки мечутся по взлётке, пока их не сожгут. Ну и небольшие команды крутых ребят с обеих сторон играют в «Контр-Страйк» офлайн в развалинах терминалов с примерно равным счётом. Так что пока наши не возьмут Пески и Авдеевку (либо как минимум не подавят артиллерию укров там), толку не будет».


Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2

Гибель донецкого аэропорта. Горячая осень 2014. Часть 2


Одним из серьезнейших просчетов командования ВСУ стало хаотичное и бездумное использование бронетехники на отлично простреливаемых полях, прилегающих к аэропорту. Михаил Жирохов писал по поводу участия в событиях той поры 1-го батальона 79-й бригады писал:
«В конце сентября наш батальон зашел в аэропорт – Пески, Тоненькое. А первые серьёзные потери в аэропорту у нас были 28 сентября. Третья рота 1-го батальона попала в засаду 28 сентября. Это даже не засада – два БТР выехали на вражескую позицию. До терминала аэропорта вся техника едет ночью, без света и на большой скорости. Водитель ошибся, и они выехали прямо на российский танк. Тогда расстреляли 2 БТР, погибли 9 ребят, в том числе и наш запорожец Саша Пивоваров».


Далее следует комментарий редакции, согласно которому на самом деле два танка Т-72 ополчения двигались к блокпосту «Броня» в надежде уничтожить расположенные на нем танки ВСУ. Но тут удачно подъехали два БТР 79-й бригады, которые и были расстреляны. По утверждению украинской стороны, позже эти танки были сожжены неким доблестным танкистом с позывным «Адам». Далее части 79-й бригады были выведены из аэропорта в Запорожскую область для доукомплектовывания, а потом снова вернули в окрестности разгромленной воздушной гавани.

Командир 1-го батальона 79-й бригады с позывным "Майк" очень точно описывает трагическую для ВСУ ситуацию, которая сложилась горячей осенней порой, и которая в итоге привела к сдаче аэропорта:
«Самый главный вопрос, который меня волнует по ДАП: почему донецкий аэропорт изначально не рассматривали как плацдарм обороны? После первого боя 26 мая 2014 года никто не усовершенствовал в нем инженерные заграждения. Только в ноябре мы начали его укреплять – завозили песок в мешках. Можно же было раньше усилить ДАП, местами окопаться, привезти бетонные блоки. А в ноябре ни их, ни кран доставить уже было нельзя. Тяжело оборонять стеклянное здание. Гипсокартон рассыпался, пули пролетали насквозь, колонны – рикошетили. Песок мы завозили, пока не подбили наш самосвал. Для боевиков ДАП был полигоном, они там тренировались. А мы в аэропорту обороняли каждый кусочек земли. Этим он был важен для нас. Думаю, не было бы Донецкого аэропорта – нас не было бы в Авдеевке, Краматорске и Славянске сейчас».


Продолжение следует…

По материалам:
maxim-nm.livejournal.com.
Норин Евгений. Падение донецкого аэропорта: как это было.
Цыганок Анатолий. Донбасс: неоконченная война. Гражданская война на Украине (2014-2015): Русский взгляд.
Широкорад Александр. Война на Донбассе. Оружие и тактика.
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
gordonua.com, maxim-nm.livejournal.com
Статьи из этой серии:
Гибель донецкого аэропорта. Провал ополчения. Часть 1

Источник →

Ключевые слова: история, украина
Опубликовал Игорь Сипкин , 14.02.2019 в 08:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

70807 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Игорь
Борис Осипов
Большая......
Борис Осипов Итоги недели. «Он же памятник!»
Андрей Борунов
Михаил Анохин
Владимр Карпов
Владимр Карпов
Boleslav Buljanowskij
Александр Мерейник
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Доннерджек
Владимир Биче-оол
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Татьяна Бушмелева
Александр Молчанов