Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства

развернуть

До сих пор в руках западноафриканских пиратов продолжают оставаться российские моряки, захваченные в ночь с 1 на 2 января 2019 года в Гвинейском заливе у побережья Бенина.
Напомним, что контейнеровоз «MSC Mandy» шел под флагом Панамы. В состав его команды входили граждане Российской Федерации.


На расстоянии 20 миль от побережья западноафриканского государства Бенин, во время дрейфа на траверзе порта Котону, на контейнеровоз поднялись примерно семь – девять африканцев, вооруженных огнестрельным и холодным оружием. Они ограбили судно и экипаж и захватили в заложники шесть человек – капитана судна, старшего помощника, третьего помощника, боцмана, сварщика и кока. Остальные восемнадцать членов экипажа остались на судне и захвачены не были.

Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства


Таким образом, контейнеровоз стал очередной жертвой нападения пиратов, только уже не ХХ, а XXI века. Гвинейский залив считается одним из наиболее опасных для судоходства – именно из-за орудующих в прибрежных акваториях пиратов. Еще несколько лет назад пальму первенства по рискам пиратства уверенно держали сомалийцы. Страна, фактически распавшаяся на несколько частей в результате многолетней и кровопролитной гражданской войны, не могла ни контролировать ситуацию у своего побережья, ни обеспечивать материально свое население. В результате в Сомали пышным цветом расцвело пиратство. Сомалийские пираты нападают на нефтяные танкеры, на другие грузовые суда с целью ограбления.

В какой-то момент деятельность сомалийских пиратов стала столь активной, что об их нейтрализации задумались практически все мировые державы – от США до России и от Китая до Индии. В воды Индийского океана и в Красное море были направлены военные корабли, которые приступили к патрулированию вод и охране торговых судов. Было проведено большое количество операций против сомалийских пиратов, в результате чего масштаб их деятельности существенно снизился.

На фоне постепенного упадка сомалийских пиратов, центр современного пиратства переместился в Гвинейский залив. Собственно, пираты здесь орудовали и раньше, однако в последнее время они еще более активизировались. Рост количества нападений связан, во-первых, с их успешностью (как видим, уже двадцать дней российские моряки, захваченные пиратами, остаются в заложниках), а во-вторых – со спецификой географического положения и военно-политической ситуации в странах побережья Гвинейского залива.

По количеству пиратских нападений на иностранные суда лидирует, безусловно, Нигерия. Это крупнейшая страна африканского континента по численности населения и седьмая по численности населения страна в мире. Нигерия – ведущий экспортер нефти в Африке, самая активная по темпам развития экономики страна континента, уже успевшая обогнать ЮАР, но многомиллионное население этого государства в большинстве своем все равно живет в нищете.

Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства


Кроме того, Нигерию разъедают внутренние межнациональные и межконфессиональные противоречия. Север страны населен народами, исповедующими ислам, на юге более сильные позиции имеют христианство и традиционные африканские верования. Прибрежные районы Нигерии – густые леса, множество рек, впадающих в Гвинейский залив. Это – идеальное место для организации пиратских нападений.

Вторая по уровню развития пиратства страна региона – Бенин – имеет схожие географические характеристики, но в экономическом отношении существенно уступает Нигерии. И нигерийские, и бенинские пираты представляют собой мощные и хорошо вооруженные преступные группировки, которые предпочитают действовать не в открытом море, а в территориальных водах своих государств. Это обстоятельство позволяет им оставаться практически безнаказанными, так как иностранные военные корабли в территориальные воды Нигерии или Бенина, согласно международному праву, не заходят.

В некоторых случаях пираты выдают себя за политические движения, выступающие с какими-то конкретными целями. Например, в Нигерии некоторые группы пиратов заявляют о своей принадлежности к вооруженной организации «Коренной народ Биафры». В конце 1960-х годов народ игбо вел вооруженную борьбу за создание независимого государства Биафра. Война, однако, закончилась поражением сепаратистов и игбо остались в составе единого нигерийского государства. Однако сейчас национальный вопрос вновь превратился в повод для политических спекуляций, а пираты, провозглашая якобы политические цели, тем самым придают своим действиям более романтичный окрас.

К пиратским нападениям может быть причастно и Движение за освобождение дельты Нигера (The Movement for the Emancipation of the Niger Delta, MEND). Эта организация выступает за национализацию нефтяных ресурсов страны и считает, что сейчас богатства от эксплуатации нефтяных месторождений перераспределяются несправедливо.

Движение за освобождение дельты Нигера периодически организовывает диверсии на нефтепроводах, нападения на объекты нефтяных компаний и полицейские патрули, а кроме того специализируется на захватах в заложники работников иностранных нефтяных компаний. Известны примеры и нападений активистов MEND на танкеры, осуществлявшие вывоз нефти из нигерийских портов. Во время этих нападений похищались и моряки из экипажей танкеров.

Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства



Обычно, похищая моряков, пиратские группировки выдвигают требования о выкупе, адресованные компаниям – судовладельцам. Через посредников передаются денежные суммы, после чего моряков освобождают. Но имеют место и трагические истории, когда пираты убивают своих заложников. И такие развязки далеко не всегда связаны с невыполнением требований о выкупе. Просто пираты нуждаются в поддержании атмосферы страха, чтобы судовладельческие компании понимали, с кем имеют дело и не затягивали с выплатами выкупных денег.

Нападение на контейнеровоз с российским экипажем – далеко не первое и, как мы можем предполагать, не последнее (к сожалению) в Гвинейском заливе. Подобных историй можно привести в качестве примера достаточно много. Хотя обычно пираты предпочитают нападать на танкеры, иногда их мишенью становятся и контейнеровозы.

Так, 5 февраля 2016 года, три года назад, у побережья Нигерии был атакован пиратами сингапурский контейнеровоз Safmarine Kuramo, принадлежащий датской компании Maersk Line. На борту судна находились 25 членов экипажа — граждане Великобритании, ЮАР, Индии, Филиппин и Таиланда. Контейнеровоз шел из города Пуэнт-Нуара в Конго в порт Онне в Нигерии. Утром на борт контейнеровоза высадилось несколько вооруженных пиратов, которые взяли управление судном в свои руки. Однако о захвате контейнеровоза стало известно командованию ВМС Нигерии.

Спустя несколько часов на борт судна высадились бойцы спецподразделения ВМС Нигерии, которые приступили к освобождению контейнеровоза от пиратов. В 18:20 по центральноевропейскому времени было официально объявлено об освобождении судна. Никто из 25 членов экипажа при проведении спецоперации не пострадал. Судно продолжило путь в конечный пункт своего маршрута, а экипажу оставалось лишь благодарить нигерийских военных за проявленный профессионализм.

Куда меньше повезло экипажу танкера Leon Dias, принадлежащего греческой компании Leon Shipping and Trading и следовавшего под флагом Либерии. В январе 2016 года танкер шел из морского порта Ломе (Республика Того) в морской порт Бата (Экваториальная Гвинея) с грузом дизельного топлива на борту. Экипаж танкера состоял из 21 человека, включая 2 граждан Российской Федерации.

Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства


30 января 2016 г., около полуночи, в 100 км от нигерийского побережья, 13 вооруженных африканских пиратов захватили судно. Они ограбили судно и экипаж, завладев личными вещами моряков, включая ноутбуки, сотовые телефоны, фотоаппараты, деньги и т.д. Утром 31 января пираты покинули судно, взяв в заложники пять членов экипажа – двоих россиян (старший механик и электромеханик), двух граждан Филиппин (капитан и третий механик) и одного гражданина Грузии.

Вскоре на связь вышел представитель захвативших судно пиратов, назвавший себя генералом Беном. Он заявил, что судно было захвачено движением «Коренной народ Биафры» и потребовал в обмен на освобождение захваченных заложников освободить из-под стражи лидера «Коренного народа Биафры» Ннамди Кану, который незадолго до этого был арестован нигерийскими властями за призывы к свержению конституционного строя. В конечном итоге, представителям компании – судовладельца все же удалось договориться с нигерийскими пиратами о выкупе, после чего все пять членов экипажа были освобождены в обмен на определенную сумму денег. В России по данному факту было возбуждено уголовное дело.

Захваченные в территориальных водах Бенина российские моряки также стали предметом торга со стороны пиратов. Несколько дней назад стало известно, что пираты связались с представителями компании – судовладельца и потребовали выкуп за захваченных россиян. Как правило, в таких ситуациях компания – судовладелец через посредников начинает довольно долгие переговоры, которые напоминают обычную торговлю. Посредник со стороны компании пытается сбить цену, а пираты стоят на своем, чтобы не продешевить. Обычно речь идет о нескольких десятках тысяч долларов выкупа, но все подробности подобных сделок компании – судовладельцы предпочитают держать в тайне. Ведь в некоторых государствах не только захват заложников, но и дача выкупа преступникам также является уголовно наказуемым деянием, а судовладельцам лишние проблемы с законом не нужны.

В данной ситуации компания-судовладелец обратилась к британской компании, специализирующейся на подобных переговорах, и уже ее сотрудники вышли на связь с африканскими пиратами. Силовая операция в данном случае – не лучший вариант, поскольку пираты, прекрасно ориентирующиеся в джунглях нигерийской дельты, могут месяцами скрываться от полиции и спецназа. Но вот риск гибели заложников, если пиратам станет известно о нежелании платить за них выкуп, многократно увеличивается.

Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства

Спецназ Нигерии


Что касается Республики Бенин, то у нее еще меньше возможностей для борьбы с пиратством, чем у соседней Нигерии. Если Военно-морские силы Нигерии считаются одними из наиболее крупных в Африке и насчитывают 8 тысяч человек, в том числе имея в своем составе и Специальное подразделение на катерах – отряд, занимающийся борьбой с терроризмом и организованной преступностью на море, то ВМС Бенина – фактически одно название. В ВМС Бенина служат всего 200 человек, а на вооружении находятся 1 буксир и 1 патрульный катер типа «Patriote». Понятно, что на одном катере сильно с пиратами не поборешься. Тем более, что, как сообщили в командовании ВМС Бенина, пираты с захваченными россиянами ушли в территориальные воды Нигерии.

Между тем Бенину, как и другим западноафриканским государствам, стоило бы серьезно озаботиться вопросами борьбы с пиратством и, если нет для этого собственных сил, привлечь на помощь другие страны. Ведь обеспечение безопасности судоходства в Гвинейском заливе является важным залогом улучшения экономической ситуации в странах Западной Африки. Например, именно из-за действий пиратов значительно сократились объемы товарного оборота порта Котону – крупнейшего бенинского порта, следующие в который суда часто становятся объектами пиратских нападений.

С другой стороны, не стоит забывать и о том, что в странах Западной Африки пираты находятся в тесной связке с местными властями, особенно с коррумпированными представителями полиции и военного командования. Пираты обеспечивают последних немалыми доходами и, естественно, им совершенно невыгодно терять такую «кормушку».

При этом, в отличие от Сомали, Нигерия, Бенин и Того вроде бы являются централизованными государствами, но нападения происходят в их территориальных водах. И мировые державы оказываются в сложной ситуации – действовать против пиратов в территориальных водах других стран нельзя, как нельзя и заходить в чужие территориальные воды с вооруженными людьми на борту (это к вопросу о найме частных военных компаний для охраны кораблей), пираты же действуют всё наглее и становятся всё более опасными для мирового судоходства.
Автор:
Илья Полонский
Использованы фотографии:
lss-sapu.com, kubnews.ru

Источник →

Ключевые слова: Ноутбуки, точки
Опубликовал Игорь Сипкин , 21.01.2019 в 10:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

70807 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Игорь
Борис Осипов
Большая......
Борис Осипов Итоги недели. «Он же памятник!»
Андрей Борунов
Михаил Анохин
Владимр Карпов
Владимр Карпов
Boleslav Buljanowskij
Александр Мерейник
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Доннерджек
Владимир Биче-оол
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
Татьяна Бушмелева