Пострадавшие за веру. Часть первая

Не так часто человеку в руки попадает свод документов, позволяющий в деталях проследить то или иное историческое событие. Почему? Да потому, что даже собранные в архиве эти документы все равно разрознены. Кроме того, их очень много, а написаны они нередко корявым почерком и на пожелтевшей, разлезающейся в руках бумаге. Проработать один такой документ – задача не из легких. Но как быть, если их… тысячи? Люди, задавшиеся такой целью, достойны всяческого уважения, какую бы историческую тему для подобной работы они не избрали, но в тысячу раз большего уважения заслуживают те, кто занимается документами, касающихся чудовищных репрессий 30-ых годов прошлого века, осуществлявшихся во славу так называемой «социальной справедливости».
Не все представляют себе, например, что среди расстрелянных и осужденных главным контингентом были не маршалы, командармы, «красные профессора», чекисты и «старые большевики», а простые работяги крестьяне. Их в списках, расстрелянных и посаженных в лагеря, было более 60%. Какие из них троцкисты и японские шпионы? Крестьянство просто ликвидировалось как класс, точно так же, как ликвидировалось и английское крестьянство в эпоху огораживания и «кровавых законов» против бродяг и нищих.



Вот он, этот пензенский «Мортиролог».

Другой удар был нанесен в области духовной сферы. Не будет преувеличением сказать, что XX век, принесший человечеству глобальные социальные катастрофы, вошел в историю русской Православной Церкви еще и как эпоха, давшая Вселенской Церкви неисчислимое множество страдальцев за веру Христову и святых мучеников. Победившая в России в 1917 году богоборческая идеология с яростью обрушилась на Российскую Церковь с гонениями, сравнимыми лишь с гонениями на первых христиан. Удары эти, которыми разрушалась Святая Церковь в нашем Отечестве – 1917–1919 и 1922 годах, затем уже слились в постоянное преследование Церкви и достигли своего апогея в 1937–1938 гг., а затем в разных видах продолжались вплоть до 1000-летнего юбилея Крещения Руси. За этот долгий, более чем 70-летний период, многие тысячи и тысячи православных – от церковных иерархов и до простых крестьян, живших в старом религиозном укладе, подверглись жесточайшим репрессиям – были умерщвлены и попали в тюрьмы и лагеря за одно лишь имя Христово, за свободу совести, на словах провозглашенную советской властью.
И вот нашлись в Пензе три человека: Александр Дворжанский, Сергей Зелев и протоиерей Владимир Клюев, которые пересмотрели тысячи дел осужденных за веру, привлекли к этой работе сотрудников Управления ФСБ по Пензенской области, которые взяли на себя нелегкий труд по работе со следственными делами, хранящимися в архиве управления, и в итоге всех этих трудов подготовили «Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову» – «Праведный верою жив будет» объемом в 583 страницы. Работа над «Мортирологом» продолжалась целых 17 лет. В нем более 2200 имен людей, пострадавших за веру. Пострадавших по-разному: кого посадили на три года, а кто-то получил и высшую меру. Удивительно, но среди последних много женщин-монахинь. Ужели они взрывали поезда, воровали колхозное зерно или сыпали песок в трущиеся части. Судя по делам их расстреливали просто потому, что они были… монахинями. Расстреливали женщин, не мужчин, которые могли взять в руки оружие. Или советская власть настолько боялась их смелости и тех слов, которые они могли сказать? То, что такое «наказание» уже несправедливо, несомненно, а по сути своей и просто преступно.


Страница из «мортиролога»

Впрочем, их смерть сама Церковь рассматривала и рассматривает как подвиг мученичества за исповедание Православной веры, и почитается как одна из христианских добродетелей, как дар Божий, как достойнейший венец земной жизни. Смысл же мученичества состоит в полном и конечном отвержении себя ради любви Христовой, следовании за Спасителем до крестных страданий, в сораспятии Ему и вечном соединении с Богом. Сам Господь Иисус Христос через святых Апостолов неоднократно говорил об этом в Писании: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24).

И в народе этот подвиг мученичества почитался всегда. Древние христиане с великим благоговением сохраняли память о мучениках, распятых на крестах, разорванных львами на аренах античных цирков. Честные останки их снимались с крестов, погребались с почестями, а их праведная кровь как святыня соскребалась руками верующих с арен цирков. Предания об их жизни и подвигах бережно передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Можно всего этого не принимать, можно над этим смеяться и вслух, и про себя, но невозможно этого зачеркнуть, потому как во всем этом, как и во многом другом, проявляется наша культура, наша цивилизация, зачеркнуть которые невозможно.

Информацию о новомучениках стали собирать в России уже с момента начала гонений на Церковь. Так, в одном из пунктов постановления Священного Собора Православной Российской Церкви от 18 апреля 1918 года говорится: «Поручить Высшему Церковному Управлению собирать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками православной веры».

Вот и авторы «Мортиролога» сделали все, чтобы извлечь из небытия имена, незаслуженно пострадавших в годы репрессий за свои религиозные убеждения. И теперь пензенцы могут узнать, кто они, умученные за веру, чьи судьбы открываются в этой книге перед их глазами. Это были люди разные по происхождению, по образованию и своим занятиям, но так или иначе связанные с Православной верой, которая тысячелетия была основой всей русской духовности, культуры и государственности. Хорошо ли это или плохо – опять-таки изменить здесь ничего нельзя. Так было! Православие, как главенствующая религия старой России, изучалось во всех учебных заведениях. Отцы и деды обучали детей чтению по Псалтири, слово Божие произносилось с амвонов храмов; церковные торжества, крестные ходы, прославление святых – все эти события составляли основу не только духовной, но и светской жизни русского народа, поскольку в церковные праздники люди не работали. Верой в Бога была проникнута и освящена вся жизнь русского человека, весь его быт, все его устремления и начинания. Дух веры и страх Божий всегда жили в русском народе, и с наступлением богоборческого времени многие люди не могли вот так просто взять и изменить своим христианским идеалам, отринуть прошлое, лишиться духовной опоры.


И еще одна – чья-то судьба…

Современные исследования показывают: значительная часть современного российского общества не смогла в полной мере адаптироваться к разрушению советского строя и новой рыночной экономики. Они испытывают стресс и психологический дискомфорт. Многие принимают антидепрессанты, продажа которых растет непрерывно. Но ведь все то же самое имело место и после 1917 года и даже едва ли не в большей степени, только тогда о психотерапевтах никто и слыхом не слыхал, а главным антидепрессантом являлся алкоголь.

Причем, российская Церковь сразу после 1917 года ощутила враждебное отношение со стороны советской власти, и именно тогда же первые удары и были нанесены по ее духовенству. Неудивительно, что в «Мартирологе» представители духовенства составляют большую половину его персоналий. Многие из священников были известными и уважаемыми в Пензенской губернии людьми. Образованными и культурными людьми. Людьми высоких нравственных качеств. Верой и правдой они служили Богу и своему народу иногда по нескольку десятилетий на одном приходе: строили храмы, богадельни и школы, боролись с общественными пороками, занимались краеведением, издавали духовную литературу. А в итоге они стали объектами чудовищных нападок со стороны нового советского общества, которому для существования требовались враги не только внешние, но и внутренние. И кто, кстати, были те, кто пришли им на смену, настолько ли высокой была их духовная культура и их моральный долг перед обществом?

Другую обширную группу составляет, как об этом уже было написано, – крестьянство. Крестьяне, будучи церковными прихожанами, были нередко очень набожны, исполняли должности председателей церковных советов, пели в церковных хорах и активно помогали священству. Не будет преувеличением считать, что именно крестьянство на Руси являлось той основной социальной группой, в которой веками накапливались и сохранялись православные традиции. Поэтому к числу пострадавших за веру вполне можно было бы отнести и тех, кто был раскулачен и сослан в годы коллективизации. Кроме клириков и мирян, репрессированных в годы советской власти за свою принадлежность к Русской Православной Церкви, в книге упоминаются и некоторые помещики, и купцы, которые хотя и не проходили непосредственно по церковным делам, но тем не менее пострадали, являясь ктиторами, строителями храмов и церковными благотворителями.

Особую группу репрессированных священнослужителей, выведенных в специальный раздел в конце книги, составляют представители обновленческого и григорианского направлений, уклонившихся от канонической Патриаршей Церкви и до смерти своей так и не примирившиеся с ней. Тем не менее, и они тоже пострадали за веру, хотя и уклонялись в ней от принятого канонического пути.

Абсолютное большинство людей, упомянутых в мартирологе, привлекались к уголовной ответственности по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР, то есть за антисоветскую деятельность. Последняя же трактовалась очень широко, что позволяло бороться с врагами режима, исходя не столько из криминальной составляющей дела, сколько из его политической основы. А так как религиозная деятельность рассматривалась в качестве одного из видов антисоветской агитации, то понятно, что именно церковнослужители попадали под 58-й статью в первую очередь.


И это тоже монахиня и тоже расстреляна…

В книге опущен тот факт, что существовала и такая мера, как лишение гражданских прав, и она относилась ко всем священнослужителям и сотрудникам храмов без изъятия. Начало этой репрессивной меры относится уже к 1920-м годам. «Лишенцы», по сути, изгонялись из социума. На них налагался запрет на право работать в госучреждениях, они не могли учиться в советских школах и других учебных заведениях, вступать в колхозы. Они становились изгоями советского общества, людьми, по сути дела обрекавшимися на голод и на смерть. А ведь многие семьи людей, связанных с религией, были многодетными, где детей было по 10 и более человек. И арест родителей становился глубоким нервным потрясением для юных детских душ. Уж они-то знали, что их родители - и отец, и мать, ничего плохого не делали, дурного против властей не замышляли, ибо «рабы повинуйтесь не только добрым господам, но и суровым» – и они это помнили. И тем не менее власть обрекала таких детей на сиротство, и они влачили жалкое существование в детдомах, детприемниках, подвергались насмешкам и оскорблениям в «правильных» советских коллективах. Что там у них было в душе никого из советских вождей не интересовало.

В «Мартирологе» масса различных источников. Авторы цитируют документы, приводят выдержки из сохранившихся писем, копии протоколов допросов и воспоминания отдельных лиц, что дает возможность глубже понять жизнь описанных в нем людей. Здесь же приводится множество фотографий, как дореволюционных, так и следственные фото из дел пострадавших, их родственников, домов, где они жили, храмов, где проходило их служение, различных документов. Самые краткие биографии – «родился, служил, расстрелян» или такие: «Приговорен к 10 годам ИТЛ». А теперь подумайте, что стоит за этой короткой строчкой: ночные обыски и аресты, плач детей, расставание с любимой женой, долгие ночные допросы, избиения, проводы на перроне, передачи через конвоиров, многомесячные перевозки в грязных вагонах и трюмах, а дальше – глубокие снега, промозглые бараки, ледяные забои, лесоповал, болезни, обморожения, смерти, редкие письма родственникам на клочках упаковочной бумаги, леденящая душу тоска и одна только мысль – «За что, Господи?» и мысль за ней следующая – «Прости им, Господи, ибо не ведают они, что творят!»

Но опять-таки важно подчеркнуть, что все свои мучения эти люди претерпели не за «политику» и не за то, что «колебались вместе с курсом партии», претерпели они их за веру в идеал Христа, за Православную Церковь. И в подвиге этих страданий, как и в первые века, во всей полноте явилось величие христианского духа. Из всего числа репрессированных за веру и Церковь, связанных с пензенской землей, более 30 человек уже прославлены Русской Церковью в лике святых, причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских. Среди них священномученики Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский; Августин (Беляев), архиепископ Калужский; Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Феодор (Смирнов), епископ Пензенский; протоиереи Иоанн Артоболевский, Евфимий Горячев, Василий Ягодин; иереи Филарет Великанов, Михаил Пятаев, Василий Смирнов, Гавриил Архангельский, Арефа Насонов, Василий Горбачев, Афанасий Милов, Иоанн Днепровский, Виктор Европейцев, Петр Покровский; диаконы Михаил Исаев, Григорий Самарин; преподобномученики игумен Мефодий (Иванов), иеромонах Пахомий Скановский (Ионов), иеромонах Герасим (Сухов); преподобноисповедники архимандрит Гавриил Мелекесский (Игошкин) и архимандрит Александр Санаксарский (Уродов); священноисповедник иерей Иоанн Оленевский (Калинин); преподобномученицы игумения Ева Чимкентская (Павлова) и монахиня Елена (Асташкина); мученица Агриппина Киселева Карагандинская. Иерей Николай Прозоров был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в 1981 году.


Данный «Мортиролог» интересен еще и тем, что в нем очень много поистине уникальных фотографий.

От Пензенской епархии на канонизацию было представлено четверо кандидатов: старец-иерей Иоанн Оленевский, епископ Феодор (Смирнов) и пострадавшие с ним священники Гавриил Архангельский и Василий Смирнов. Остальные были выдвинуты другими епархиями. Днем памяти новомучеников и исповедников Пензенских установлено 4 сентября, являющийся днем кончины Владыки Феодора (Смирнова) и с ним убиенных.

Конечно, сегодня практически все поименованные в мартирологе люди реабилитированы. Но что означает этот факт? Это не более, чем естественный результат демократизации нашего общества, но к биографии этих людей, уже совершивших свой мученический подвиг, он ничего существенного не добавляет.

Продолжение следует…
Автор: В.Шпаковский
Источник ➝

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

Арабская весна – 2020: Столица Иордании на несколько дней станет центром Православия

 
Фото: mbrand85 / Shutterstock.com

В 20-х числах февраля, дни православной Масленицы, накануне Великого поста в иорданском Аммане соберётся братское совещание Предстоятелей и представителей Православных Церквей. На повестке – украинский вопрос, уже разделивший Православный мир так, как он ещё не был разделён в течение последнего тысячелетия. Сможет ли Иорданское совещание изменить ситуацию? Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим. А пока предлагаем вашему вниманию наш предварительный прогноз.

В арабском Королевстве Иордания, чья граница с Израилем проходит по реке, где два тысячелетия назад Иоанн Креститель крестил Самого Христа, в конце февраля уже самая настоящая весна: цветёт миндаль, а в Акабском заливе Красного моря вовсю плещутся курортники. Спровоцированная Западом Арабская весна 2010-2011 годов обошла эту страну не то чтобы "по касательной", но протестные демонстрации закончились лишь косметическими изменениями в правящей элите, сам же король Иордании Абдалла II ибн Хусейн сохранил свою власть и смог восстановить мир и порядок в стране.

Сегодня Его Величество, в чьих жилах течёт в том числе и европейская кровь, изъявил желание примирить православных христиан, расколотых вопросом церковной автокефалии столь далёкой от Иордании Украины. Дело в том, что Иордания, будучи мусульманской страной, является канонической территорией Иерусалимского Патриархата, чей Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Феофил III, духовно окормляющий иорданское христианское меньшинство, пребывает в очень тёплых, можно сказать, дружеских отношениях с королём Абдаллой II. И в ноябре минувшего года Его Блаженство, находясь в Москве на вручении премии Международного фонда единства православных народов, озвучил следующую инициативу:

"Мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения "братской встречи в любви", дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру. Мы окажем гостеприимство освящённому собранию в столице Иорданского Хашимитского Королевства, хорошо зная, какую роль играет Его Величество Король Абдалла II как хранитель христианских и мусульманских святых мест во Святой Земле и какие усилия предпринимает Иорданское Хашимитское Королевство для обеспечения такого положения, при котором Иордания останется страной, где христиане беспрепятственно совершают свои молитвы и где рады всем".

"Братская встреча в любви" или греческий бенефис?

Слова Патриарха Феофила III вызвали как надежду, так и множество вопросов. Да, предложение очень важное, ведь как иначе можно решить проблему разделения между крупнейшей Православной Церковью мира – Московским Патриархатом и возомнившим себя чуть ли не "православным Ватиканом" Фанаром – Константинопольской патриархией, а также примкнувшими к ней Александрийской и Элладской Церквами? Разделения, спровоцированного вторжением Фанара во главе с патриархом Варфоломеем (Архондонисом) на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, вступлением в общение с украинскими раскольниками и предоставлением им "церковной автокефалии", фактически созданием псевдоправославной националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ).

 

В сложившейся ситуации единственно возможным вариантом для Русской Православной Церкви был разрыв евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом. Что и произошло ещё в 2018 году. С тех пор Фанар только укрепился в своей правоте и фактически вынуждает другие Поместные Церкви признать ряженых самозванцев из ПЦУ-СЦУ православными священнослужителями и вступить с ними в общение.

Слабину дали не только ряд афонских монастырей, административно подчиняющихся Фанару, но и священноначалие уже упомянутых Александрийской и Элладской Церквей. Священноначалие этнически греческое, а не секрет, что Фанар в своих папистских амбициях активно разыгрывает карту эллинского этнофилетизма (церковного национализма).

Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Фото: Wisam Hashlamoun / Globallookpress

И именно в этой ситуации миротворческая инициатива Иерусалимского Патриарха стала своего рода "соломинкой", соединяющей два православных мира: Русский и Греческий. Ведь сам Патриарх Феофил III, как и абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Церкви, – этнические греки. Притом, что их паства, в основном, православные арабы. Как и у другой древней Поместной Церкви – Антиохийской, которая имеет целый ряд противоречий с Иерусалимским Патриархатом, но её Предстоятель, Блаженнейший Патриарх Иоанн X, уже положительно оценил инициативу Патриарха Феофила III.

Многие эксперты в России сразу же отметили: подобная встреча ни в коем случае не должна стать очередным бенефисом Константинопольского патриарха Варфоломея, его самоутверждения этаким "Всеправославным папой". Возродить былое единство Православного мира можно только в том случае, если спорные вопросы будут решаться соборно и только в строгом соответствии с церковными канонами, а не по воле земных правителей, таких, как западные кураторы Константинопольского патриархата. Со стороны же последнего сразу послышалось недовольство: мол, только Фанар имеет право созывать Всеправославные соборы, хотя речь идёт не о соборе, а о совещании, "братской встречи в любви".

Но кто же на сегодняшний день из числа Православных Поместных Церквей готов к этой "встрече в любви"? Для кого Христос, одно из Имён Которого и есть Любовь, выше, чем сиюминутные мирские политические амбиции? Кого стоит ожидать на это совещание в иорданском Аммане? Попробуем разобраться.

Кто поедет в Иорданию?

На сегодняшний день достоверно известно, что в братской встрече в Аммане, которую созывает Иерусалимский Патриарх, скорее всего, примет участие лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом на днях официально заявил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Причём подчеркнув, что представители Русской Церкви приедут в Амман, даже если Константинопольский патриарх Варфоломей, вопреки прежним заявлениям, решит в ней поучаствовать. Разрыв евхаристического общения не означает разрыва общения человеческого, через которое единственно возможно исцелить любые разделения.

Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Фото: Skiptar Motion Gallery / Shutterstock.com

Также согласовано участие Антиохийской Православной Церкви. Повторюсь, между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами существуют проблемные вопросы относительно канонических территорий, но есть надежда, что предстоящая братская встреча в любви поможет разрешить и их. Во всяком случае, участие этих двух древнейших Православных Поместных Церквей в Иорданском совещании значительно повышает его статус.

Буквально на днях стало известно, что Священный Синод Сербской Православной Церкви принял решение об участии её Предстоятеля Святейшего Патриарха Иринея во встрече в Аммане. Своё участие подтвердили и представители Польской Церкви и Церкви Чешских земель и Словакии. Польский Предстоятель Блаженнейший Митрополит Савва по состоянию здоровья не сможет лично присутствовать на Совещании, потому благословил представлять Польскую Церковь архиепископа Люблинского и Холмского Авеля. Также по состоянию здоровья не сможет приехать и Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший Патриарх Илия II. Но есть надежда, что и эта Церковь примет участие в Иорданском совещании.

Как ни странно, в братской встрече согласилась принять участие и Румынская Православная Церковь, отношение которой к Церкви Русской исторически является весьма прохладным. Здесь также накопился целый комплекс проблем, в том числе то, что Румынская Церковь создала свою неканоническую Бессарабскую митрополию на канонической территории Московского Патриархата в Молдавии. Более того, представители румынского священноначалия высказывались в поддержку украинской автокефалии. И в то же время на прошедшем 13 февраля 2020 года заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение:

"Обсудив приглашение Иерусалимского Патриарха Феофила на всеправославное совещание в Амман, Синод Румынской Церкви пришёл к выводу, что он изначально согласен с предоставлением автокефалии, но между Вселенским и Московским патриархатами должен быть достигнут консенсус... Участие Румынской Церкви в Аммане оправдано тем фактом, что все Автокефальные Церкви несут ответственность за совместную работу для сохранения единства и евхаристического общения, как того требует Святое Евангелие Христово".

Также есть надежда, что в Амман будет направлена и делегация Болгарской Православной Церкви. Конечно, это не сделает совещание "всеправославным", но его представительность будет очень значимой, и принятые решения, какими бы они ни были, не могут быть полностью проигнорированы теми, кто откажется от участия.

Какими могут быть принятые решения?

А вот здесь гадать не просто бессмысленно, но и опасно. Ни в коем случае нельзя оказывать давление на православных иерархов, чья архипастырская мудрость и ответственность за земную Церковь, а главное – Божия благодать, дарованная при рукоположении, позволяет решать подобные вопросы на принципиально ином уровне, чем это кажется даже самым информированным светским экспертам.

Но что же самое главное в близящемся событии? Об этом телеканалу "Царьград" рассказал один из ведущих специалистов по Христианскому Востоку, историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра "Катехон" Михаил Якушев:

"Главное в этом мероприятии то, чтобы оно состоялось. Сам его факт уже будет говорить о многом. Поскольку в последние месяцы делалось и делается всё возможное, чтобы сорвать эту встречу. Американская дипломатия и некоторые греческие иерархи вынашивали идею предвосхитить её, созвав альтернативное совещание на Фанаре, однако это им не удалось.

В итоге они выбрали путь обвинений в адрес Русской Православной Церкви в том, будто именно она стоит за предложением Иерусалимского Патриарха, которому эта инициатива якобы была навязана в ходе его визита в Москву. Это – абсолютная ложь, навет и попытка навести тень на плетень. И то, что Константинопольский патриарх Варфоломей в грубой форме ответил своему Иерусалимскому собрату на его приглашение, наглядно показывает, что на Фанаре не намерены отказываться от своей политики, разрушающей Православное единство".

И есть надежда, что эта политика будет подробнейше обсуждена на предстоящей братской встрече православных иерархов. Телеканал "Царьград" будет внимательно следить за этим поистине историческим событием и в самом оперативном режиме информировать своих зрителей и читателей о происходящем в Аммане.

Популярное в

))}
Loading...
наверх