Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

развернуть

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах




Эту историю стоило начать событиями мая 1944 года, но мы отправимся немного назад, в год 1940-й.


К августу 1940 года стало понятно, что дела Британской империи обстоят хуже некуда. Экспедиционный корпус во Франции был разбит, немцы получили в свое распоряжение отличные базы на Атлантическом побережье, чем, естественно, воспользовались.


Еще были целы и невредимы два великих пугала британского флота «Тирпитц» и «Бисмарк», но даже не их наличие угрожало Британии. Надо отметить, что в те времена Британия вела свое снабжение из колоний и доминионов морским путем. И Германия в лице подводных сил Деница смогла основательно перекрыть кислород англичанам.

В августе 1940 американский посол в Англии Джозеф Кеннеди сообщил в Вашингтон, что блокада Британского острова стала «неизбежной». Черчилль не переставал оказывать давление на Рузвельта, напоминая, что в случае падения Англии, британские колониальные владения окажутся в руках противника, который сможет в этом случае представлять для Америки прямую угрозу.

США в то время держали нейтралитет, но Рузвельт умудрился найти лазейку в законах и оказать помощь Британии. В сентябре 1940 года была подписана историческая сделка по обмену британских баз в Атлантике на боевые корабли.

Сделка была чумовая. В обмен на корабли американцы желала получить в бесплатную 99-летнюю аренду воздушные и морские базы, принадлежащие Британии. И получили.

Базы на острове Ньюфаундленд, Антигуа, Багамских Островах, в Британской Гайане, на островах Ямайка, Сент-Люсия и Тринидад перешли к США.

Взамен Штаты передали Великобритании 50 эсминцев. 43 из них пополнили ряды Королевского флота Великобритании, 7 были отданы ВМФ Канады.

Что это были за корабли?

Вполне понятно, что новые и новейшие корабли Британии не светили. Конгресс США согласился с Рузвельтом, что у страны слишком много устаревшего вооружения, с которым можно расстаться. И англичане помимо кораблей стали получать и стрелковое оружие, и боеприпасы. Но вернемся к эсминцам.

Это были корабли трех типов: «Колдуэлл», «Викс» и «Клемсон». Построенные в начале века под условия Первой мировой войны. Да, они все устарели, и эскадренными миноносцами могли называться только в плане поднятия их стоимости.

Вооруженные 102-мм орудиями, одной 76-мм зениткой и торпедными аппаратами, серьезной опасности они для надводных кораблей не представляли. Однако американцы были еще способны развить скорость в 35 узлов, и вполне могли сбрасывать глубинные бомбы.

Англичане «доработали» эти миноносцы, оставив одну 102-миллиметровая пушку, одну 76-миллиметровая и добавив четыре зенитных автомата «Эрликон». В средней части корпуса оставили один трехтрубный торпедный аппарат. А на освободившееся место позади носового орудия устанавливался 24-ствольный противолодочный реактивный бомбомет. Два таких же бомбомета устанавливали ближе к корме, плюс бомбосбрасыватели.
Из бывших эскадренных миноносцев получилось то, что потом назвали «эскортными эсминцами», то есть, универсальные корабли противолодочной обороны.

И эти корабли приняли участие в битве за Атлантику.

Но вернемся в 1943-й год.

После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года Советский Союз, США и Англия договорились о разделе итальянского флота. Но такая дележка – процесс небыстрый, и союзники предложили в счет причитающейся нам доли флота Италии передать во временное пользование несколько американских и английских кораблей.

По договоренности мы получали один линкор, один крейсер, восемь эсминцев и четыре подводные лодки. Американцы передали нам крейсер «Милуоки», а остальные корабли следовало получить от британцев.

Я уже не раз заострял внимание читателей на том, что наши союзники из Британии действовали весьма своеобразно. Так вышло и на этот раз. Да, подводные лодки «Санфиш», «Урсула», «Инброкен» и «Унисон» можно было отнести к современным кораблям, они были 1936–1941 годов постройки. А линкор «Ройял Соверен» был построен в 1916 году.

С эсминцами было еще хуже. К передаче предназначались именно «обменные» американские корабли. Которые, к тому же, на момент передачи находились в резерве.

И на берега туманного Альбиона был отправлен полуторатысячный десант советских моряков с целью изучения кораблей и передислокации их в распоряжение Северного флота. И увиденное в английских доках их не сильно обрадовало.

По воспоминаниям Сергея Гордеевича Левченко, флагманского офицера командующего Отрядом кораблей, палубы были в запущенном состоянии, борта, надстройки, торпедные аппараты во многих местах покрыты ржавчиной. Осмотр кораблей показал, что ни один из них не может выйти в море: торпедные аппараты не разворачивались, орудия имели большой расстрел стволов, котлы на четырех эсминцах требовали смены водогрейных трубок, главные машины нуждались в перезаливке подшипников.

Наши моряки трудились по 12 часов и более, вычищая из трюмов грязь, удаляя ржавчину.

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах


Освоение эсминцев двигалось медленно еще и потому, что отсутствовали многие схемы, чертежи и описания. Советские офицеры были вынуждены самостоятельно разбираться в различных узлах. В результате появились схемы паропроводов, электрооборудования, масляной и прочих систем, которые затем сводились в общую схему корабля. Так создавались общекорабельные документы, по которым и проходила учеба личного состава.

Кроме того, на складах адмиралтейства не хватало запасных частей, а принимать корабли без них, учитывая техническое состояние эсминцев, было бы просто преступно. Англичане же ссылались на то, что эсминцы строились в Америке тридцать лет назад и запчасти к ним не сохранились.

Но наши моряки не были бы настоящими моряками, если бы не смогли придумать достойный выход из ситуации.

Руководителям британского Адмиралтейства было предложено передать в качестве запасных частей целый эсминец, однотипный с принимаемым. Англичане от такого просто обалдели и согласились далеко не сразу. Но согласились.

Моряки отряда так и называли поначалу девятый эсминец — «Запасные части». В очень сжатые сроки его надлежало привести в приличный вид, с тем чтобы своим ходом переправить в Мурманск. Надо полагать, что «сверх номы» англичане расставались с худшим из возможных кораблей.

Срочно была сформирована авральная команда: с каждого эсминца по восемь моряков — всего 63 человека. Это вдвое меньше штатного расписания эскадренного миноносца данного типа.

Командиром «Запасных частей» был назначен флагманский штурман отряда капитан 2 ранга А. Е. Пастухов, замполитом — работник политотдела капитан 3 ранга Н. В. Матковский. О командире и замполите стоит сказать особо. А. Е. Пастухов. Опытный офицер, отличный штурман, он оказался и хорошим командиром корабля. Под стать ему был и замполит Н. В. Матковский — боевой моряк, с опытом службы на Черноморском флоте, Азовской и Волжской военных флотилиях. Пастухов и Матковский отлично дополнили друг друга, сумели сплотить коллектив. И когда возник вопрос, как назвать эсминец — ведь не вечно же подтрунивать над ним, мол, «Запасные части», — команда единодушно ходатайствовала: «Дружный». Впоследствии это имя и было утверждено.

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

Ведомость того времени, хорошо иллюстрирующая проблемы, с которыми столкнулись наши моряки.

И случилось чудо: 6 сентября «Запасные части» своим ходом прошел вдоль восточного побережья Англии в Скапа-Флоу, а затем в бухту Лох-Ю, где формировался очередной союзный конвой. А потом дошел и до Мурманска, вместе с конвоем, хотя англичане просто умоляли не давать ход больше 10 узлов и тем более, не пользоваться бомбометами.

17 августа конвой вышел в море, а 24 августа благополучно встал на якоря на рейде Ваенга.

На Северном флоте корабли получили свои имена. Вся серия эсминцев была названа «тип «Жаркий».

“Дерзкий”, “Деятельный”, “Доблестный”, “Достойный”, “Дружный”, “Жаркий”, “Жгучий”, “Жесткий” и “Живучий”.

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Дерзкий"

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Деятельный"

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Доблестный"

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Дружный"

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Достойный"

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Жгучий" (на снимке он правда еще "Твиггс")

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Жаркий"

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Жесткий"

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

"Живучий"

На долю «старичков» выпала самая изнурительная работа: конвоирование судов в северных морях и борьба с немецкими подводными лодками. И, надо сказать, что несмотря на тяжелое прошлое и уже изрядный срок эксплуатации, американцы в руках советских моряков стали оружием, стали боевыми кораблями, которых нам не хватало на Северном флоте.

Из англо-американцев сформировали два дивизиона:

2 дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга М.Д. Осадчий):
- эскадренный миноносец «Дерзкий»
- эскадренный миноносец «Доблестный»
- эскадренный миноносец «Жаркий»
- эскадренный миноносец «Жгучий»
- эскадренный миноносец «Жесткий»
- эскадренный миноносец «Живучий»

3 дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга Е.М.Крашенинников):
- эскадренный миноносец «Деятельный»
- эскадренный миноносец «Достойный»
- эскадренный миноносец «Дружный»
Плюс ровесники-«Новики»:
- Краснознаменный эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев»
- эскадренный миноносец «Урицкий»
- эскадренный миноносец «Карл Либкнехт»

Кстати, наши моряки немного «схимичили», и «Дружного» на запчасти не разобрали. Трудно представить, чего им это стоило, но факт: эсминец, на который даже англичане махнули рукой, не пошел «на разбор», а был доведен до того, что стал абсолютно полноценным боевым кораблем.

Ну не было у нас тогда возможности так разбрасываться кораблями на Севере.

Можно только представить удивление британских властей, когда в августе 1952 года эсминец «Запасные части» своим ходом прибыл в Англию…

Были у эсминцев и победы.

«Дерзкий» первым открыл счет, еще на пути в Мурманск потопив (достоверно) немецкую подлодку U-344.

«Живучий» 9 декабря 1944 года артиллерийским огнем, тараном и бомбами отправил на дно (достоверно) подлодку U-387 со всем экипажем.

Действуя в составе Эскадры Северного флота, эсминцы типа "Жаркий" за период с 10 сентября 1944 года по 9 мая 1945 года выполнили 85 боевых заданий.

Корабли совершили 307 выходов в море для поиска германских подводных лодок, 224 выхода для проводки 70 конвоев, отконвоировав при этом 337 транспортов и ледоколов. В период проводки конвоев эскадренные миноносцы имели 74 столкновения с неприятельскими подводными лодками, при этом только одной из них удалось 22 апреля 1945 года потопить транспорт "Онега", шедший в составе конвоя ПК-9.

Цифры, за которыми стоит ежедневная боевая работа в условиях Заполярья. Зачастую эсминцы даже не заходили в порты, получая топливо, боезапас, продукты и воду с барж на промежуточных стоянках.

До 1949 года эсминцы продолжали находиться в составе Северного флота, на них проходила плановая боевая подготовка. Полноценное же использование эсминцев типа «Жаркий» было ограниченным, ввиду их плохого технического состояния.

В 1949 - 1952 годах все эскадренные миноносцы были возвращены ВМС Великобритании, за исключением "Деятельного" (бывший "Черчилль"), который 16 января 1945 года был торпедирован немецкой подводной лодкой "U997" и затонул почти со всем экипажем во главе с командиром корабля капитан-лейтенантом Кравченко Константином Афанасьевичем в районе к северу от губы Рында в Баренцевом море.

После приемки все корабли незамедлительно были списаны и разделаны на металл.

Вот такая судьба. Не нужные в Америке, не нужные резервисты в Великобритании, отданные, как говорится, «на отвали», эти эсминцы стали оружием в прямых руках русских моряков. И с честью выполняли все поставленные им боевые задачи.

Что лишний раз подтверждает постулат, что воюет не техника, воюют люди.
Автор: Роман Скоморохов

 


Источник →

Ключевые слова: вмф
Опубликовал Игорь Сипкин , 01.01.2017 в 08:57

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66762 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Александр Боярский
Владимир Барышев
Владимир Нехорошков
Александр Николаевич
Александр Николаевич
Виктор
Александр Николаевич
Виктор
Пётр Гарин
Olga Lysenko
Olga Lysenko
Игорь Джанти
Лишён возможности отвечать ,поэтому написал себе для вас.
Игорь Джанти Коротко о флаге и чести.....
Игорь Джанти
Прочтите для начала Теодицею,логик.
Игорь Джанти Коротко о флаге и чести.....
Olga Lysenko
Ирина Батьковна
PALORIA
Инна Семеновна Воронова
Еще не хватало! Не достойны они КРАСНОГО ЗНАМЕНИ!
Инна Семеновна Воронова Коротко о флаге и чести.....
Зухра Хайруллина
кси3004
Инна Семеновна Воронова