Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Сталинские соколы в китайском небе

развернуть

После атак наших самолетов японцы делали себе харакири

В 1937–1940 годах в Китае работали свыше пяти тысяч советских граждан. Среди них летчики-добровольцы, авиационные специалисты, преподаватели и инструкторы, рабочие – сборщики самолетов и танков, дорожники и мостовики, транспортники, медики, 300 военных советников. С 1937 по 1941-й из СССР туда было поставлено 1285 самолетов (777 истребителей, 408 бомбардировщиков, 100 учебных), 1600 орудий разных калибров, 82 легких танка Т-26, 14 тысяч ручных и станковых пулеметов, 1850 автомашин и тракторов. В КНР дорожат памятью о совместной борьбе с японскими милитаристами. Об этом «Военно-промышленному курьеру» рассказал генерал армии Петр Дейнекин.

– Петр Степанович, в историографии войны с Японией хватает малоизвестных страниц и темных пятен. Вы как доктор военных наук, видимо, изучали вопрос профессионально. Что можно сказать с высоты наших дней?

Надо было направить в Китай одну из трех воздушных АОН. Однако мы после Испании, Халхин-Гола и финской войны эти армии расформировали

– Всю первую половину XX века международная обстановка на Дальнем Востоке была крайне сложной и противоречивой. Она характеризовалась тяжелым поражением России в 1904 году, гражданскими войнами и японской интервенцией (1918–1922), «пограничными инцидентами» 30-х, боями на озере Хасан (1938), сражением на реке Халхин-Гол (1939), участием советских добровольцев в освободительной войне Китая против Японии (1937–1941).

В те суровые годы народы СССР и Китая с открытой душой помогали друг другу в справедливой совместной борьбе против захватчиков. В июле 1937-го после провокационного «инцидента у моста Лугоуцяо» Япония обрушилась на Китай, используя всю мощь своей военной машины. Поначалу превосходство агрессора в огневых средствах было многократным: по танкам – в 30 раз, по самолетам – в 13. А так как китайская авиация была устаревшей и малочисленной, японцы беспощадно и безнаказанно бомбили не только войска, но и мирное население. В ответ на просьбу о военной помощи 21 августа 1937 года между СССР и Китаем был подписан Договор о ненападении. Расчеты японских милитаристов на международную изоляцию Китая тогда потерпели провал, и Советский Союз начал поставлять технику и вооружение. Большая часть грузов вначале шла морским путем вокруг Индокитая, а после морской блокады китайских портов помощь поступала по сухопутной трассе от Алма-Аты через Урумчи (провинция Синьцзян) до Ланчжоу. На дороге работали более пяти тысяч грузовиков ЗИС-2, а люди и важные грузы перевозились транспортными самолетами.

– Как удалось преодолеть превосходство Японии в небе и чего это стоило нашим летчикам?

Сталинские соколы в китайском небе

– Поставка боевых самолетов для ВВС Китая началась с шести тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, еще три такие машины доставляли в Китай оружие, бомбы и патроны. А в сентябре 1937-го из АОН-1 было выделено семь дальних бомбардировщиков ДБ-3 с экипажами. Каждый ДБ-3 доработали для перевозки пассажиров и грузов на трассе Алма-Ата – Урумчи – Хами – Ланчжоу. Однако из-за неудовлетворительной организации перелета ДБ-3 и самих воздушных перевозок в этой группе имели место аварии и катастрофы. В итоге разумная идея провалилась. И все же поставленная задача решалась.

ВВС Китая имели около ста самолетов. Япония обладала десятикратным превосходством. Одна из самых крупных ее авиабаз располагалась на Тайване, близ Тайбэя. В ноябре 1937-го в Китай прибывают первые советские летчики, которые сразу начали борьбу с японцами за господство в воздухе. Уже 21 ноября над Нанкином были сбиты первые три вражеских самолета. А в декабре приступили к боевой работе экипажи советских бомбардировщиков СБ. Они уничтожали японские самолеты на аэродромах под Шанхаем, топили корабли и суда на реке Янцзы, бомбили военные эшелоны и станции, переправы и мосты через Хуанхэ.

Так, в январе 1938 года группа СБ взлетела с аэродрома Ханькоу и нанесла бомбовый удар по авиабазе «Нанкин». При подлете к цели нашими экипажами были визуально обнаружены на летном поле три линии бомбардировщиков и две – истребителей, которые безмятежно готовились к налету на Ханькоу. После сброса бомб аэродром превратился в море огня. Правда, японская ПВО Нанкина сбила один СБ и поразила самолет ведущего. Экипаж летчика Вдовина погиб, а майора Полынина вскоре вернулся в строй.

К началу 1938-го из СССР в Китай в продолжение «Операции Зет» прибыла партия новых бомбардировщиков СБ. Главный военный советник по ВВС комбриг Павел Рычагов и военно-воздушный атташе Павел Жигарев (будущий главком ВВС СССР) разработали смелый замысел. В налете 23 февраля приняли участие 12 бомбардировщиков СБ под командованием майора Федора Полынина. Цель была успешно поражена, на базу вернулись без потерь.

Сталинские соколы в китайском небе
На И-16 воевали и советские, и китайские летчики. Фото: aviaskins.com

В небе Китая отважно сражались и наши истребители. 18 февраля 1938 года они сбили над Уханем 12 японских самолетов. В день РККА, 23 февраля 1938-го, группа самолетов СБ нанесла внезапный бомбовый удар по тыловой авиабазе «Тайбэй» на Тайване. В результате налета на земле было уничтожено до 40 самолетов и трехмесячный запас бензина. За этот погром японцы судили начальника авиабазы, сняли губернатора Тайваня, а комендант аэродрома сделал харакири.

С участием советской авиации в Китае связывают и героическую оборону Уханя (июль – октябрь 1938 года), державшегося против врага более четырех месяцев (в то время как Шанхай оборонялся три месяца, Нанкин – пять дней, Гуанчжоу – сутки). Тогда в этом районе нами было сосредоточено до 100 истребителей, что позволило советским и китайским летчикам успешно отразить групповой налет врага на Ханькоу. Кстати, это был день рождения императора Хирохито, и японцы решили поздравить микадо сокрушительным авиационным ударом по Уханю. Кроме того, отомстить Китаю за успешные бомбежки Нанкина и Тайваня. Но этим планам помешали советские асы.

Воздушную армаду самураев из 50 бомбардировщиков под прикрытием 30 истребителей встретили в небе 64 советских И-15 и И-16. В жестоком бою они сбили 11 истребителей и 10 бомбардировщиков. Десятки японских пилотов погибли, двое попали в плен. Наши потери – пять самолетов и два летчика.

После этого сражения самолеты противника в течение месяца не появлялись над Уханем, а Япония по дипломатическим каналам потребовала от СССР отозвать из Китая советских летчиков. В ответ наркоминдел Литвинов заявил, что СССР имеет право оказывать помощь любой стране, претензии нам тем более непонятны, что по уверению самих же японских властей с Китаем они не воюют.

– Но японцы оказались крепким орешком…

– Да. Жестокая схватка за господство в воздухе после поражения японских ВВС в небе над Уханем разгорелась с новой силой. Наши СБ вели борьбу с подходящими резервами противника: 19 мая они бомбили переправу через Хуанхэ, 31 мая – в районе Сиани. С мая по октябрь потопили около 70 судов, уничтожили до 30 самолетов на земле и 15 сбили.

Сталинские соколы в китайском небе
Инфографика Даниила Нежинского

Истребительная авиация (ИА) Китая в свою очередь прикрывала города, наземные войска и аэродромы. Летчики ИА не только вели воздушные бои (над Уханем. Нанкином, Ханькоу), но иногда привлекались для бомбо-штурмовых ударов, как, например, по аэродрому в районе порта Аомынь (Макао) группой И-16.

После оперативного затишья на фронтах и замены личного состава на аэродром Чэнду летом 1939 года прилетели две группы новых советских боевых самолетов ДБ-3 по 12 единиц в каждой. Крупнейшим успехом ДБ-3 стал их групповой налет 3 октября 1939 года на аэродром Ханькоу. В тот день на нем проходила торжественная приемка новых самолетов, которые стояли в четыре ряда крылом к крылу. И тут с высоты 8700 метров на них обрушился «разящий меч» в виде фугасных, осколочных и зажигательных бомб. По китайским данным, на аэродроме Ханькоу были уничтожены и повреждены 64 самолета, убиты 130 и ранены 300 человек, погибли семь высших офицеров и 12 ранены. Японцы объявили трехдневный траур, коменданта аэродрома расстреляли. А наши экипажи на ДБ-3 в октябре еще два раза бомбили Ханькоу, в результате японские потери увеличились до 136 машин.

В боевом вылете 14 октября командир группы ДБ-3 капитан Григорий Кулишенко был тяжело ранен, однако дотянул свой самолет до города Вансянь, где аварийно приводнил машину на реку Янцзы. К сожалению, от полученных ран летчик скончался. Благодарные жители Ваньсяня установили ему памятник.

Уханьское сражение можно отнести к малоизвестным страницам истории, с которыми нужно знакомить людей. Японцы планировали захватить город за один день. Благодаря помощи СССР авиационной техникой и специалистами Ухань отбивался более четырех месяцев. Это помогло выиграть драгоценное время для создания обороны других городов. Именно тогда была развеяна легенда о непобедимости японской армии и превосходстве ее военной техники. Были сорваны планы японцев, рассчитывавших на молниеносную войну и принуждение Китая к капитуляции. Естественно, воздушная война без помощи Советского правительства не могла быть столь успешной.

– Как вы оцениваете авиацию противника? Насколько высокой была выучка летчиков?

– Японские ВВС представляли грозную силу. Летный состав был подготовлен к боевым действиям днем и ночью, одиночно и в группе. При выполнении дневных налетов на Нанкин и Ухань, а в последующем и в ночных бомбовых ударах по аэродромам Чунцин и Чэнду японцы поднимали в небо группы до 50 бомбардировщиков под прикрытием нескольких десятков истребителей.

Японский летный состав отличался не только высокой профессиональной подготовкой, но и железной дисциплиной, даже фанатизмом. Ночью самураи освещали цели светящимися бомбами, а свое место в боевом порядке сохраняли даже на горящей машине. Держали строй до тех пор, пока не взрывался самолет, но его место тут же занимал другой. Летчики-истребители императорских ВВС были крепкими пилотами, метко стреляли и дрались в бою до последнего патрона.

К примеру, 12 августа 1938 года японцы только в одном воздушном бою сбили сразу пять наших СБ. Так что та война не была для наших пилотов легкой прогулкой, как кое-кто склонен считать. Тяжелые потери имели место с обеих противоборствующих сторон.

В освободительной войне китайского народа приняли участие 3665 советских добровольцев. Они внесли достойный вклад в борьбу с японскими захватчиками. За образцовое выполнение заданий правительства по укреплению оборонной мощи СССР и проявленное мужество звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина было присвоено 14 летчикам. Вместе с тем, только по официальным данным, 211 советских добровольцев погибли в воздушных боях, а по воспоминаниям участников боевых действий – гораздо больше. Их останки захоронены на территории Китая в десятках братских могил. В Ухане поставлен памятник 29 погибшим сталинским соколам. В КНР дорожат памятью о тех событиях, ухаживают за всеми памятниками и местами захоронений наших воинов.

– Параллельно военной поддержке мы тогда оказали Китаю еще и серьезную экономическую помощь. Сегодня некоторые эксперты сомневаются в прочности стратегического курса двух наших держав. Но исторический опыт говорит о том, что основа надежная.

– Соглашусь. В августе 1937-го наши страны подписали Договор о ненападении, а 1 марта 1938-го – советско-китайское соглашение на кредит 50 миллионов долларов. 13 июня 1939 года – еще одно двустороннее соглашение о новом советском кредите в размере 150 миллионов долларов сроком на 10 лет.

В 1937 году китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в создании автомобильной трассы Сары-Озек – Урумчи – Ланьчжоу для доставки в Китай из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т. д. Кремль ответил согласием, и дорога была построена. То был, образно говоря, советский ленд-лиз. Первые партии вооружения и боевой техники шли по морю (ноябрь 1937-го – февраль 1938-го) из Одессы, но после блокады китайского побережья приоритетным стал именно сухопутный маршрут. Для обеспечения горючим в 1938 году было заключено соглашение о строительстве в Тушанцзы нефтеперегонного завода. Он начал работу уже в 1939-м. А 1 сентября 1940 года в Урумчи состоялся пуск первой очереди нового авиасборочного завода, построенного советскими специалистами. Такие бурные были темпы.

Все это, конечно же, повлекло за собой и военные успехи, поскольку победа на фронте куется, как известно, в тылу. К началу 1939-го благодаря усилиям военных специалистов из СССР резко упали потери в китайской армии. В первый год войны они составляли 800 тысяч убитыми и ранеными, впятеро больше японских. За второй год потери сравнялись (300 тысяч с каждой стороны).

Но был и период охлаждения наших отношений. В 1942–1943 годах советские предприятия в Синьцзяне – нефтеперегонный и авиасборочный (№ 600) заводы – были демонтированы, а их оборудование вывезено в СССР. Экономические связи резко ослабли. В марте 1942-го СССР был вынужден начать отзыв своих военных советников из-за антисоветских настроений в китайских провинциях, постепенно закрывать торговые организации. Вторая волна антипатий пришлась на времена Хрущева. Однако эти испытания мы преодолели, а прочные соседские отношения взяли верх над конъюнктурой и политиканством

– В чем причины неудач китайской народной армии на первых этапах войны?

– Китай имел слабовооруженную армию с отсталой организацией. Несмотря на численное превосходство над японцами, эффективность и боеспособность войск были низкими. Многие части и даже соединения не имели оперативной мобильности, будучи привязанными к местам дислокации. В связи с этим стратегия Китая основывалась на жесткой обороне, локальных наступательных контроперациях и на развертывании партизанской войны в тылу противника. На характер военных действий также оказывала влияние политическая разобщенность страны. Коммунисты и националисты, номинально выступая единым фронтом против японцев, плохо координировали действия и часто оказывались втянутыми в междоусобную борьбу. Имея малочисленные ВВС с плохо обученными экипажами и устаревшими машинами, Китай прибегал к помощи СССР (на раннем этапе) и США, которая выражалась в поставках авиационной техники и материалов, отправке специалистов-добровольцев для участия в военных действиях и обучения летчиков.

В целом как националисты, так и коммунисты планировали оказывать лишь пассивное сопротивление японской агрессии (особенно после вступления в войну США и Великобритании), надеясь на разгром захватчиков силами союзников и прилагая усилия к укреплению базиса для будущей войны за власть между собой (создание боеспособных войск и подполья, усиление контроля над неоккупированными районами страны, пропаганда и т. п.).

Общие потери народа Китая, по некоторым данным, составили 35 миллионов человек убитыми и ранеными. Во многом это было связано с крайне тяжелым положением на оккупированных Японией территориях, где по отношению к местному населению применялась тактика террора. Мир потрясли Нанкинская резня 1937 года («По кодексу людоеда»), чудовищные опыты над военнопленными и гражданским населением при создании бактериологического оружия.

– Какие уроки той войны актуальны для наших дней?

На войну вдали от родных берегов надо направлять штатные бригады. Но до этого они должны пройти боевую подготовку, приближенную к конкретному противнику

– В Китай вначале прилетели (в декабре 1937 года) и сразу начали воевать рядовые летчики, а затем прибыли их командиры – Рычагов и Благовещенский. Они по мере своих сил и возможностей улучшили организацию боевых действий, однако централизованное управление нашей многочисленной авиацией отсутствовало всю войну. Так что в удаленные географические районы вначале следует отправлять руководящий состав. До передислокации боевых сил они обязаны провести рекогносцировку театра военных действий, изучить противника, погоду и местность. И только после организации надежного управления и всех видов обеспечения вызывать подчиненные боевые части. Кстати, два года назад именно так было сделано в Сирии.

За три года (с декабря 1937-го) из СССР в Китай было направлено 1250 самолетов. Однако вся эта грозная сила была распылена на мелкие группы, воевала девятками. Их отправляли в Китай по-тихому, по эскадрилье из разных авиачастей. К примеру, на самолетах ДБ-3 – по одной из двух авиационных бригад, расположенных в Монине и Воронеже. Кроме того, в Китае бомбардировщики СБ и ДБ-3 выполняли боевые задания без прикрытия истребителей, тем часом шесть И-16 ходили на штурмовку удаленного островного аэродрома в районе Аомыня (Макао). При этом группа делала три посадки на промежуточных аэродромах для дозаправки!

Вывод: на войну вдали от родных берегов надо направлять штатные дивизии и полки (бригады). До этого они должны пройти боевую подготовку на своей территории, однако, приближенную к конкретному противнику и физико-географическим условиям соответствующего региона. А личный состав, который будет испытывать новую технику и вооружение в бою, следует прикомандировывать к воюющим воинским частям, не обременяя несвойственными командными обязанностями и тыловыми заботами.

Видимо, надо было направить в Китай одну из трех воздушных армий особого назначения, организованных с 1936 года в ВВС РККА. Однако мы после Испании, Халхин-Гола и финской войны эти АОН расформировали, а нашу многотысячную авиацию распылили вдоль западной госграницы от Одессы до Мурманска с подчинением ее соединений военным округам.

Это стало одной из главных причин тяжелого поражения ВВС Красной армии в первый период войны. А к воздушным армиям наши военачальники все равно вернулись, но только в мае 1942-го. Кстати, японцы уже в 1938 году бомбили противника крупными силами под прикрытием десятков истребителей с подвесными топливными баками. Так же применяли авиацию и в люфтваффе. Посмотрите «Красную звезду» военных лет: то шесть сталинских соколов против 12 , то восемь против 18 «мессеров».

И в заключение о тех, кто погиб в бою. Останки всех наших пилотов, геройски погибших в Испании и Китае, захоронили на чужой земле. Там, далеко от России, им поставили достойные памятники и содержат их в порядке на протяжении 80 лет независимо от правящего режима. А ведь нам можно было отправить «груз 200» из Китая даже попутными самолетами… И погибших летчиков-то было 211 человек. Это наше национальное горе учтено военачальниками за девятилетнюю войну в Афганистане. Оттуда на «черном тюльпане» все погибшие ребята вернулись домой. Вечная им слава и светлая память!


Источник →

Ключевые слова: ввс, история
Опубликовал Игорь Сипкин , 06.08.2017 в 11:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66829 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Вера Мирончик
Вера Мирончик
Ssa1065kot Соколов
Андрей
dd dddd
ДА, страна должна знать своих хероев.
dd dddd Карательная психиатрия - французы сделали всё за нас
Сергей Васильев
Юрий Шифрин
Владимир Кудров
Влад Федорченко
Леонид Лукьянов
Alexandr Isaev
Victor Victor
Горбатюк Валерий
Oleg Dotsenko
vilen petrov
Али Дибиров
Леонид Лукьянов
Иван Наблюдатель
Она - это Израиль?
Иван Наблюдатель Визит Шойгу в Иерусалим: Израиль выдвинул требования к России в Сирии
Сергей Васильев
Тимур