Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

Штурм Тернополя: почему его считают "Прохоровкой Западной Украины"

развернуть

Штурм Тернополя: почему его считают "Прохоровкой Западной Украины"



В конце 1943 года Тернополь оставался важным коммуникационным и железнодорожным узлом Вермахта, через который доставлялись грузы войскам армии "Юг".
Через него ехали поезда с евреями в польские лагеря смерти. Немецкий гарнизон находился в привилегированном и безопасном положении, поскольку украинское население в основном симпатизировало гитлеровцам.


Тем не менее даже здесь многие местные жители, когда-то приветствовавшие немецкие войска как освободителей, ко второй половине 1943 года стали убеждёнными антигерманцами. Впрочем, по-прежнему была верна Гитлеру украинская дивизия СС "Галичина", охранявшая лагеря смерти в близлежащих Загробале, Чистилове и Хоростово.

Подготовка к обороне Тернополя

Занимая западный берег Днепра, армия фон Манштейна имела идеальную оборонительную позицию. Перед германцами расстилалась голая степь, и все передвижения частей Красной Армии были как на ладони. 21 января должность коменданта тернопольского гарнизона занял бригадный генерал Эгон фон Нейндорф. За счет отступающих частей ему удалось усилить гарнизон до 4723 бойцов. В его подчинение поступили также 4 полка дивизии СС «Галичина».

Наличие в Тернополе толстостенных зданий синагоги, костела, Старого замка и даже тюрьмы, позволило немцам создать мощные укрепрайоны городского значения. Гарнизон имел мощную артиллерию, включавшую 150-мм самоходные гаубицы «Grille» и бронепоезд «Panzerzug 11» с 28 орудиями на борту.

Последний оплот снабжения армии "Юг"
В начале 1944 года Тернопольский узел стал последним железнодорожным пунктом снабжения 1-й танковой дивизии СС "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер" и 7-й танковой дивизии, которые готовились к отражению советского наступления. В пути находились дополнительные силы Вермахта, включая 9-я танковую дивизию СС "Хоэнштауфен" и 10-я танковую дивизию СС "Фрундсберг", которые двигались из Франции.

Понимая серьезность ситуации, Гитлер приказал защитить город любой ценой. 8 марта он издал указ, в котором было объявлено, что города, обозначенные как Feste Plätze (укрепленные места), могут быть оставлены только по его личному приказу.

Начало штурма

Тем не менее, 9 марта советские войска вошли в Тернополь и вступили в ожесточенный бой с немцами. 10-го марта части Красной Армии захватили склад, расположенный на северо-восточной окраине города. Еще один русский удар вынудил гарнизон Нейндорфа отойти на юг. Но подошедшие на помощь фашистам отступающие соединения Вермахта переломили ход наступления. Чтобы не рисковать солдатами, советское командование отдало приказ выйти из Тернополя.

Несмотря на удачную контратаку, Нейндорф не питал иллюзий по поводу своего положения. Город был окружен четырьмя советскими дивизиями, которые поддерживались танками. Немецкие наблюдатели сообщили также о переброске дополнительных артиллерийских батарей.

24 марта советские войска нанесли удар по окраинам Кутковцев и Загробаля вблизи Тернополя. В конце дня немцам было передано предложение сдаться. Оно осталось без ответа, и снаряды вновь полетели на позиции Вермахта.

Следующие два дня части Красной армии провоцировали немцев на ответный огонь с целью истощения боеприпасов. Фон Нейндорф передал сообщение о критической ситуации в штаб армии "Юг", после этого Люфтваффе сбросили 44 контейнера со снарядами и патронами. Советские зенитчики отогнали вражеские самолеты, и только треть груза попала по назначению.

Приказ Гитлера "стоять насмерть"

Ситуация, в которой немецкий гарнизон Тернополя оказался в последний день марта, была безнадежной. Советские войска контролировали все высоты вокруг города. Фон Нейндорф попросил у Гитлера разрешения на прорыв. Фашистская ставка ответила через два часа "Гарнизон должен сопротивляться до подхода подкрепления", что означало приказ "Стоять насмерть".

1 апреля бои в северном секторе Терполя возобновились. Участок украинских эсэсовцев, был быстро прорван. Спас немцев мощный удар с воздуха пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87 Stuka из воздушного флота генерала Отто Десслока. Эта передышка позволила фон Нейндорфу укрепить свои позиции на севере города.

Гитлер обещал спасти немецкий гарнизон

С 23 марта по 8 апреля немецкий гарнизон потерял 1487 военнослужащих, в том числе 16 офицеров. В послании 4-му штабу танковой армии Нейндорф сообщил, что он вряд ли сможет продержаться еще один день.

10 апреля стало известно, что танковый прорыв немцев назначен на следующий день. Тем, кто будет выносить раненых, был указан пароль: "нет солдат лучше, чем мы". Вермахт создал мощную бронетанковую группировку из 507 танков, включая 51 тяжелый танк «Тигр» с 88-мм орудием и 24 танка «Пантера», а также 6 самоходок «Hummel» с 150 мм пушками. Немецкая мотопехота передвигалась на 100 полугусеничных бронетранспортерах.

Танки ИС-2 стали "моментом истины" для немцев

На территории Козовского района Тернопольской области 14–16 апреля 1944 года состоялось танковое сражение, по плотности бронетехники сопоставимое со знаменитым Прохоровским сражением на Курской дуге. Танкисты 6-го гвардейского Киевско-Берлинского танкового корпуса остановили удар фашисткой бронетехники. Вступившие в бой танки ИС-2, первыми же выстрелами сожгли 3 "Тигра" и 9 "Пантер".

Из примерно 700 солдат Тернопольского гарнизона, к своим прорваться смогли лишь 55 бойцов Вермахта. Остальные нашли смерть в земле, которую они хотели завоевать.

В честь доблестных войск 1-го Украинского фронта, овладевших городом-крепостью Тернополь, в 20.00 15 апреля 1944 г. в г. Москве состоялся салют из 224 орудий.

Судьба Тернопольского гарнизона в последний год войны повторялась многократно. В таких городах как Витебск, Могилев, Кенигсберг и Бреслау, приказ Гитлера: "сопротивляться до подхода подкрепления" обрекал солдат на смерть. Повторить подвиг Сталинграда фашисты не смогли.

Александр Ситников

источник

Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовал Игорь Сипкин , 12.03.2019 в 09:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Влад Зотов
Влад Зотов 12 марта, в 11:47 Какая-то перепечатка с западного журнала. Откуда в вермахте бригадный генерал? Текст скрыт развернуть
0
Darius Darius
Darius Darius 12 марта, в 12:12 Очередное подтверждение коллаборационизма  галичан с фашистами. Проявилось в наше время, через 50-60 лет. Текст скрыт развернуть
3
олег попов
олег попов Darius Darius 12 марта, в 13:05 Они похоже  всю  жизнь  воюют с  Русскими,  помню в пятидесятые  годы  ,  была  книга Над  Тисссой и художественные фильмы . лесные братья до пятидесятых  годов  прятались в лесах по  схронам,, в  середине пятидесятых  бандеровцев кого  отправили в  Амурскую обл других  перестали  преследовать  и  повыдвигали  на   должности, о  чем  с  приходом  самостийности  быстро забыли,Порошенко  обещал  в ближайшие  годы заставить говорить всех  по  ГАЛИЦИЙСКИ Похоже пора  понять ,что с такими братьями нормального разговора на  ближайшие  лет  сто  не получится, только  битиё  определит  сознание,  пусть  опускаются до Румынского   уровня, объединятся  не нужно ни  в  коем  случае, через  пару лет  поднимут  скулеж,  что их  не  кормят,  обижают , а  им хочется  жить  в  ЭВРОПЕ
Текст скрыт развернуть
1
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич олег попов 12 марта, в 15:09 Глупый ты, наверное попОв, а не пОпов... А скорее всего и вовсе - какой-нибудь Priest.
.
Больше всего Гитлеру присягнуло крымских татар - более 20% от общей численности народа.
На втором месте - чеченцы.
На третьем - проебалты. Сложно учитывать кто из них кто, там слишком много было эмигрантов... Примерно на этом же уровне и галиция, как отдельная территория и народность.
Но если брать всех "украинцев" скопом , то даже вместе с галичанами, процент коллаборационистов среди них меньше чем среди русских. 
.
Вот такие дела...  :(
Текст скрыт развернуть
0
Darius Darius
Darius Darius Андрей Сергеевич 12 марта, в 23:28 Глупый ты донельзя, Андрей Сергеевич...какое дело до того, сколько чечен или калмыков Гитлеру присягало? Они свое получили. И как это ты процент коллаборационистов считал среди русских? Тебя арифметике в Госдепе учили, или под бандеровские песни "о героях"? Эдак ты договоришься до того, что немцы сами себя разбили, и Берлин свой сожгли, а русские только им  мешали. Вон пшеки уже высказались насчет 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронта, и ты туда же? И как это ты галичан с волынянами, которых австрияки и стали в свое время называть "украинцами", решил с малороссами объединять , причем скопом?  У нас с галичанами история разная, вера разная, идеалы разные, герои разные... С чего это мне вуйка и рагуль тернопольский брат? Он мне враг лютый... Вот такие дела. Текст скрыт развернуть
0
Darius Darius
Darius Darius олег попов 12 марта, в 23:40 Не всегда. Это процесс долгой селекции. Поначалу эти славяне называли себя русинами. И были под австрияками. И модно тогда у них было говорить по-русски и учить русскую словесность и литературу, а австрияки их за это в концлагеря сгоняли, мучили по-всякому.. В конце-концов  вывели из них "нового человека", галицая, у которого своеобразный стереотип поведения. Главное - чтобы вопреки здравому смыслу, и чтоб "москалям" плохо было. В этом теперь видят смысл жизни, о чем публично и заявляют. И даже на бигбордах про это пишут. Эти твари готовы всех своих сгноить, но смысл своего существования оправдать. Поэтому не получится на них не обращать внимания, так как они все время будут дерьмо делать, это будет постоянный гнойник под боком у России. Это лечится только военным поражением. Сталин их в свое время пожалел, не выселил вместе с чеченами и калмыками и крымчаками.Вот такой недокровавый недолюдоед...А надо было бы... Текст скрыт развернуть
0
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич Darius Darius 13 марта, в 12:59 А вот и маразматик с никнеймом латиницей нарисовался... 
Что за бред вообще ты несешь?
Попробую разложить по полочкам:
.
Какое дело сколько чеченцев перешло на сторону фашистов? 
- Ровно такое-же как и сколько галичан или русских.  Нравится это кому-то или нет, но это факт.
.
Кто считал количество коллаборационистов с учетом их национальностей? 
- Считали фашисты и НКВД. Для разных целей, но цифры схожие.
.
Считать меня учили в советской школе. При чем считать одинаково, вне зависимости от того нравится мне результат или нет.
 Госдеп?
 Госдеп тогда по баракам лагерей собственных граждан японского происхождения пересчитывал. До русских (для него все эти национальности были - русские)ему дела не было, пока фашисты не объяснили в разница...
.
Поляки о чем-то там высморкались ?
- Мне какое до этого дело? И не нужно свои липкие домыслы на меня мазать.
.
Я кого-то решил объединять или разделять? 
- Ты точно бредишь... 
Закарпатье, Галиция, Подолия... (Лемберг, Станислав, Волынь, Тарнополь) объединялись и разделялись много раз. 
Малоросиию и Новороссию с западенцами пытались скрещивать все подряд. Еще со времен княжеств Киевской Руси... А украиной эти территории сделало временное правительство, Керенский...  Затем уркаину создавали Грушевский и Ко*. И лишь большевикам удалось слепить в кучу этого "франкенштейна"... 
.
У тебя история разная с Русью? И какая-же именно - ТВОЯ история? Другой планеты история или отдельно взятого хутора история?
.
То есть русские из которых вышибали и вытравливали двести лет русскость - для тебя уже не русские и вовсе не братья? Ты признаешь успешность геноцида русских? Так чем ты лучше тех кто это делал - австрияков, поляков, немчуры? 
Текст скрыт развернуть
0
Darius Darius
Darius Darius Андрей Сергеевич 14 марта, в 16:53 Знаешь, разговор слепого с глухим. То ли ты свои мысли выражаешь так, что их понять нельзя, то ли каша в голове. Например про Малороссию и Новороссию со времен княжество Киевской Руси...  Это, извини, просто бредок... Или опять же, ты так хотел заумно выразиться, но получилось не очень...Но когда ты крякаешь насчет того, что в процентном отношении предателей среди русских было больше, чем украинцев, ты должен что-то показать в обоснование: цифры фашистов, цифры НКВД...Хоть бы ссылку, где глянуть. Иначе - брехня. И насчет "объединять" - ты хоть сам читал , что написал до этого? Если ты хочешь просто показать свое умение жонглировать словами - это не  сюда...Судя по передергиванию сведениями из истории - профессиональный болтун.  Вот так тебя воспринимают, и ты должен про это знать. Текст скрыт развернуть
-1
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич Darius Darius 14 марта, в 22:52 Для вас русский язык- не является языком повседневного общения?
.
Следует понимать что одни и те-же территории в различные исторические моменты имели несколько иные названия и коренные народы.
.
Именно так: в процентом отношении коллаборационистов среди русских по национальности было больше чем среди "украинцев". 
Надеюсь вы в состоянии сделать собственные выводы на основании открытых источников информации. Для того что-бы не обвинять меня в ангажированности или предвзятости источников.
Например численность национальных батальонов войск СС.  Т.е. численность "украинских" "Галичины" и "Нахтигаль" и/или номерных батальонов суммарно колебалась около 20 тыс. человек.  Затруднения в подсчетах вызывают множественные переформирования нацбатов... 
РОА, казачьи формирования, хиви и прочие русские по различным оценкам составляли до 800 000 человек в вермахте и СС.
Нравится нам это или нет... Это - факт!
.
Меньше всего было предателей и больше всего погибло в ВОВ (относительно общей численности народа) - БЕЛОРУСОВ. 
.
Насчет склеивания "украины" погуглите: УНР, ЗУНР, ДКСР например... 
А так-же волны большевистских и прочих многочисленных украинизаций, хотя-бы Донбасса. Как ни странно это хорошо просматривается в мемуарах Хрущева, хотя является лишь  канвой исторического момента повествования...
Хрущ стал щирым украинцем в 19-20м году, из курянина,  для того чтобы  официально занять должность в шахткоме. И по ходу пьесы создавался украинский язык, почитайте газеты того времени.
.
Вы - воинствующее невежество! 
Опускаться на ваш уровень у меня нет никакого желания.
Текст скрыт развернуть
0
Darius Darius
Darius Darius Андрей Сергеевич 15 марта, в 18:53 Я все таки был прав: ты болтун. Имея всех родственников украинцев и прожив на украине половину жизни, я знаю ее не из Википедии, а изнутри. Поэтому, если хочешь увидеть воинствующего невежду - посмотри в зеркало. Второе, почему я утвердился в мнении, что ты брехло записное, это твое шулерское передергивание фактами ( и ты еще имеешь наглость это слово писать!) По украинцев ты написал только про "Нахтигаль" и "Галичину", а про русских ты записал и РОА, в которых не только русские были, и  казаков , среди которых , наверное , половина калмыков,  и хиви ( а что ж ты в хиви украинцев и белорусов не записал? что, их не было?)... А в прочие русские, наверное, записал все мусульманские подразделения, всяких чеченцев, крымских татар, российских турков?.. Манера шулера... Я нисколько не сомневаюсь что по количеству, скажем, русских предателей было больше, чем, скажем, белорусов, но ты то вначале говорил про процентное отношение?... Что ж теперь с темы соскакивать? или разницу не понимаешь?... Впрочем, я с тобой тоже продолжать не собираюсь... Не интересно с тобой. .. Про Хрущева мне рассказываешь...Комик...Ты его хоть вживую видел? Текст скрыт развернуть
0
Олег Ефименко
Олег Ефименко 12 марта, в 13:51 Низкий поклон героям ВОВ! Текст скрыт развернуть
5
Nikolay Stepanov
Nikolay Stepanov 12 марта, в 14:04 И врагу поныне снится дождь свинцовый и густой... Помнят псы-атаманы, помнят польские паны... Говорят, и после смерти немцы слышат грозный шквал, и что даже на том свете лезут прятаться в подвал...
Текст скрыт развернуть
5
Jack Peck
Jack Peck Nikolay Stepanov 13 марта, в 15:00 "Помнят псы-атаманы, помнят польские паны..."   хОРОША БЫЛА КОМПРОПАГАНДА. Эту песенку стали распевать после того, как 120 тыс будёновцев этим панам в плен попало. Потом год уцелый их оттуда вызволяли но уже без коней и оружия. Текст скрыт развернуть
0
Nikolay Stepanov
Nikolay Stepanov Jack Peck 13 марта, в 15:06 Знаю. Но из песни слов не выкинешь. Помнят!
Текст скрыт развернуть
0
Nikolay Stepanov
Nikolay Stepanov 12 марта, в 14:06 Вот ещё прекрасный сюжет для кинофильма, сопоставимый разве что с киноэпопеей "Освобождение".
Текст скрыт развернуть
4
Владимир Баранович
Владимир Баранович Nikolay Stepanov 12 марта, в 19:15 Не дай Бог, чтобы Бондарчук его снимал...
Текст скрыт развернуть
1
Nikolay Stepanov
Nikolay Stepanov Владимир Баранович 12 марта, в 19:32 Да уж, этого лучше на ху.. Одного "Сталинграда" хватит.
Текст скрыт развернуть
3
Владимир Баранович
Владимир Баранович Nikolay Stepanov 12 марта, в 20:08 согласен.."тфаррец", блин...
Текст скрыт развернуть
2
олег попов
олег попов Владимир Баранович 13 марта, в 04:04 Иных уж нет, а те  далече, остался  Михалков способный   опоганить
Текст скрыт развернуть
3
Владимир Баранович
Владимир Баранович олег попов 13 марта, в 22:51 согласен.. ещё один "тфаресс".... не дай Бог....
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 29
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

70815 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Юрий Голонка
Игнашева Анастасия
Сергей Андреев
И чего из мухи слона делаем?
Сергей Андреев НАПОМИНАНИЕ "ВЕСЕЛОЙ ЧЕКИСТКЕ"
demyr150648
demyr150648
Юлия Шадрина
Александр Прохоров
chernyj70 Чернышов
к чему статейка.
chernyj70 Чернышов НАПОМИНАНИЕ "ВЕСЕЛОЙ ЧЕКИСТКЕ"
Люда
саша дмитренко
Владислав Литвинов
viktor_kz86
Виталий Колосков
Юрий М
vi vi
Петр
Юрий, согласен на 100.
Петр В Самарской области врачом, показавшим реальные зарплаты, заинтересовался минздрав
Игорь Сипкин
Игорь Сипкин
*
Игорь Сипкин В Самарской области врачом, показавшим реальные зарплаты, заинтересовался минздрав