Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Разведка в современных конфликтах

развернуть

Разведка в современных конфликтахВ XXI веке прослеживается тенденция стирания различий между состоянием войны и мира. Войны уже не объявляются, а начавшись – идут не по привычному нам шаблону. Широкое распространение получили асимметричные действия, к которым относятся использование сил специальных операций, частных военных компаний и внутренней оппозиции для создания постоянно действующего фронта на всей территории противостоящего государства, а также информационное воздействие, формы и способы которого постоянно совершенствуются. Все это осуществляется на фоне экономического давления и объединяется понятием «гибридная война».


О феномене гибридной войны, которая превратилась в новый вид межгосударственного противостояния и становится эффективным политическим инструментом стратегического неядерного сдерживания, много говорят военные и политики.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Появление гибридной войны в спектре конфликтов современности придало импульс изменениям и адаптации к новым военно-политическим реальностям в административно-политической, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сферах многих государств.

Руководство США и НАТО «великодушно» отдает России пальму первенства в разработке и практическом применении концепции гибридной войны.

По мнению военных и политиков консолидированного Запада, реализация такой концепции превращает Россию в более опасную угрозу, чем когда-либо со времен холодной войны.

Однако дело обстоит иначе. В ряде публикаций «НВО» неоднократно подчеркивались политизированность и лукавство позиции США и НАТО, где теория гибридных угроз и гибридной войны разрабатывается уже в течение многих лет, а теоретические «находки» незамедлительно внедряются в практику подрывных действий по всему миру. Обвинения в адрес России используются в качестве ширмы в усиливающемся противостоянии, в котором роль связующего переходного звена от несиловых технологий, преимущественно построенных на использовании «мягкой силы» в ходе цветной революции, к технологиям «жесткой силы» отводится гибридной войне.

Адаптивный подход базируется на особенностях характеристик цветной революции и гибридной войны, которым свойственна непрерывность, взаимосвязь и взаимозависимость, способность оставаться неизменными при трансформации самих конфликтов.

Границы между конфликтами достаточно расплывчатые. С одной стороны, это обеспечивает непрерывность процесса «перетекания» конфликта одного вида к другому и способствует гибкой адаптации используемых политических и военных стратегий к реалиям политических ситуаций. С другой стороны, пока недостаточно разработана система критериев, позволяющих четко определять базовые характеристики отдельных видов конфликтов (прежде всего «связки» цветной революции – гибридной и конвенциональной войны) в процессе трансформации. При этом конвенциональная война по-прежнему остается наиболее опасной формой конфликта, особенно по своим масштабам. Однако становятся все более вероятными конфликты иного плана – со смешанными способами использования силовых и несиловых действий.

В этом контексте именно гибридная война интегрирует в своей сущности весь диапазон средств противоборства – от наиболее современных и технологичных (кибервойна и информационное противоборство) до использования примитивных по своей природе террористических способов и тактических приемов в ведении вооруженной борьбы, увязанных по единому замыслу и целям и направленных на разрушение государства, подрыв его экономики, дестабилизацию внутренней социально-политической обстановки.

Гибридная война многомерна и включает в свое пространство множество других подпространств (военное, информационное, экономическое, политическое, социокультурное и др.). У каждого из подпространств своя структура, свои законы, терминология, сценарий развития.

Многомерный характер гибридной войны обусловлен беспрецедентным сочетанием комплекса мер силового и несилового воздействия на противника в реальном масштабе времени. Разнообразие и различная природа используемых подрывных мер обусловливает свойство своеобразной «размытости» границ между действиями регулярных сил и иррегулярным повстанческим/партизанским движением, действиями наемников и террористических группировок, которые сопровождаются вспышками неизбирательного насилия и криминальными акциями. Отсутствие четких критериев гибридных действий в условиях носящего хаотический характер синтеза как их организации, так и применяемых средств существенно усложняет задачи прогнозирования и планирования подготовки к конфликтам такого вида.

Подобные свойства обусловливают уникальные рамки для использования понятия «гибридная война» в военных исследованиях прошлых, настоящих и будущих конфликтов, при стратегическом прогнозировании и планировании развития вооруженных сил.

ГИБРИДНЫЕ ВОЙНЫ В СТРАТЕГИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА

НАТО стала первой военно-политической организацией, которая заговорила о феномене гибридной войны на официальном уровне на саммите в Уэльсе в 2014 году. Там Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Филип Бридлав поднял вопрос о необходимости готовить военно-политический союз к участию в войнах нового типа, так называемых гибридных войнах, которые включают в себя проведение широкого спектра прямых боевых действий и тайных операций, осуществляемых по единому плану вооруженными силами, партизанскими (невоенными) формированиями и включающих также действия различных гражданских компонентов.

В интересах совершенствования способности союзников противостоять новой угрозе было предложено наладить координацию между министерствами внутренних дел, привлекать силы полиции и жандармерии для пресечения нетрадиционных угроз, связанных с пропагандистскими кампаниями, кибератаками и действиями местных сепаратистов.

Разведка в современных конфликтахВ дальнейшем альянс сделал проблему гибридных угроз и гибридной войны одной из центральных в своей повестке. В Итоговом документе саммита НАТО в Варшаве в 2016 году были перечислены конкретные «шаги для обеспечения своей способности к эффективному преодолению вызовов в связи с гибридной войной, при ведении которой для достижения своих целей государственные и негосударственные субъекты применяют широкий, комплексный диапазон, сочетающий в различной конфигурации тесно взаимосвязанные обычные и нетрадиционные средства, открытые и скрытные военные, военизированные и гражданские меры. В ответ на этот вызов мы приняли стратегию и предметные планы, касающиеся роли НАТО в противодействии гибридной войне».

В стратегии НАТО важное место отводится вопросу, как убедить правительства стран-союзниц в необходимости использовать все организационные возможности для парирования гибридных угроз и не пытаться действовать только с опорой на высокие технологии. В этом контексте подчеркивается особая роль разведки, наземных сил и современных технологий в гибридной войне. Одновременно считается необходимым развивать потенциал сотрудничества с невоенными акторами, оперативно выстраивать военно-гражданские отношения, предоставлять гуманитарную помощь.

Планируется использовать формат гибридной войны для своеобразной игры на повышение и понижение, применения технологий «мягкой и жесткой силы» на размытой границе между миром и войной. Подобный набор средств и методов предоставляет в распоряжение государства-агрессора уникальные инструменты для давления на противника. Именно в таком подходе кроются уникальные возможности использования гибридной войны в мировой политике как инструмента неядерного стратегического сдерживания.

Одна из основных задач гибридной войны – удерживать уровень насилия в государстве – объекте агрессии ниже планки вмешательства существующих организаций обеспечения международной безопасности, таких как ООН, ОБСЕ или ОДКБ на постсоветском пространстве. Это, в свою очередь, требует разработки новых адаптивных концепций и организационных структур для защиты и реакции на гибридные угрозы.

Важное место в решении комплекса задач обеспечения современных конфликтов отводится разведке.

НОВЫЕ УГРОЗЫ И ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВЕДКИ США И НАТО

Смысл разведки во все времена сводился к объективному познанию мира, которое можно получить благодаря сбору сведений в той или иной области. Главной целью разведывательных операций является поиск ответов на несколько основополагающих вопросов, касающихся деятельности вероятного или действующего противника: «кто, когда, где и как».

Разведка в противостоянии государства угрозам гибридной войны и цветной революции требует адаптации сил и средств, иной организации действий и ведется в условиях, которые существенно отличаются от условий традиционных конфликтов.

Формально законы и правила войны предусматривают направление противнику ультиматума с уведомлением об открытии военных действий, что позволяет получить первоначальные сведения по вопросам «кто» и «когда».

Однако никакое государство не рассчитывает на безусловное выполнение порядка объявления войны и нацеливает все виды разведки на добывание упреждающих сведений о планах и намерениях противника, которые им всячески скрываются как до начала военных действий, так и в ходе войны. Добывание достоверной и своевременной информации о том, где и какими силами планирует и осуществляет подрывные операции противник при подготовке и ведении гибридной войны и цветной революции, является важнейшей задачей разведки.

Первостепенной задачей разведки считается предотвращение стратегической внезапности воздействия вызовов, рисков, опасностей и угроз (ВРОУ) на международную и национальную безопасность. В аналитическом документе «Национальная разведывательная стратегия США» отмечается, что «…факторы и условия, которые оказывают влияние на состояние национальной безопасности США, комплексно и стремительно изменяются. Иностранные государства, негосударственные субъекты, а также различные глобальные явления продолжают противостоять и угрожать национальным интересам Соединенных Штатов. При этом перечисленные объекты и факторы рассматриваются в качестве источников опасности, под которой понимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда, ущерба национальным интересам США. И лишь когда опасность примет наиболее конкретную, непосредственную и адресную форму, ее будут считать угрозой».

ВРОУ являются ключевым, системообразующим фактором действующей стратегической концепции НАТО, а результаты анализа ВРОУ в доктринальных документах альянса представляют собой научно-практическую основу для стратегического прогнозирования и планирования, решения вопросов финансирования, организации военно-политической и военно-технической составляющих деятельности альянса.

О подготовке к конфликтам новой эры говорит генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг: «НАТО разрабатывает стратегию противостояния гибридным угрозам и действий в условиях гибридной войны, которая охватывает широкий диапазон прямых и непрямых (скрытных) военных, полувоенных и гражданских акций, призванных разрушать, приводить в замешательство, повреждать или принуждать».

Динамичный и трудно прогнозируемый характер угроз служит своеобразным катализатором процессов адаптации разведывательных служб к реалиям пока еще мало изученного мира гибридных войн, гибридных угроз и цветных революций.

В августе 2010 года в НАТО создано подразделение – Управление новых вызовов безопасности (Emerging Security Challenges Division – ESCD), основными задачами которого являются борьба с международным терроризмом, противодействие распространению ОМУ, предотвращение кибератак и обеспечение энергетической безопасности. Формирование управления означает, что в центре внимания НАТО теперь находится глобальный характер вызовов и угроз.

Новый импульс мероприятиям НАТО по подготовке к ведению гибридных войн придало создание в 2017 году в штаб-квартире Организации Североатлантического договора Объединенного управления по разведке и безопасности (Joint Intelligence and Security Division – JISD). Одной из задач управления является интеграция политической и военной разведки при решении задач мониторинга и оценки широкого спектра вызовов и угроз, включающего обычные военные угрозы, гибридные угрозы, распространение ОМУ, кибератаки, международный терроризм. Зона ответственности управления – от Центральной Африки до Северной Кореи, от Арктики до Среднего Востока. В управлении работают около 270 военных и гражданских специалистов.

Угроза гибридной войны считается в НАТО одной из первостепенных, что привело к созданию в рамках Управления разведки и безопасности специального отдела по анализу гибридных угроз. В рамках целостного подхода отдел анализирует полный спектр гибридных угроз с особым акцентом на киберугрозы и международный терроризм. Мониторингом террористических угроз в составе управления занимается специальная группа. С управлением взаимодействует весьма сложная система центров передового опыта в различных областях, отдел разведданных в Молесуорте (Великобритания), а также ряд комитетов (военных, гражданских, безопасности), представляющих спецслужбы государств – членов НАТО и партнеров.

Бюро по безопасности обеспечивает безопасность штабов и персонала альянса, защиту информации.

Таким образом, альянс совершенствует и объединяет возможности разнородных служб в рамках реализации единой стратегии противостояния гибридным вызовам и угрозам современности.

Гибридные угрозы рассматривают в НАТО как сочетание признаков непосредственной опасности нанесения ущерба государству – объекту агрессии неточно определенного содержания или тяжести, возможности парирования которой точно не установлены.

В концепции Стратегического командования альянса гибридные угрозы определяются как угрозы, создаваемые противником, способным одновременно адаптивно использовать традиционные и нетрадиционные средства для достижения собственных целей. Диапазон гибридных угроз включает реализацию сценариев ассиметричных конфликтов низкой интенсивности, экономические санкции, информационную и кибервойну, использование в своих интересах поддержки сепаратистских и освободительных движений, международного терроризма, пиратства, транснациональной организованной преступности, локальных этнических и религиозных конфликтов.

В руководящих документах США и НАТО важное внимание отводится формированию региональных и глобальных органов управления гибридной войной, консолидации потенциала союзников и партнеров. Считается, что на стратегическом уровне органы управления должны быть способными охватить регионы ответственности Европейского, Центрального и Тихоокеанского командований армии США. По природе такие органы также должны иметь гибридный характер, обладать гибкостью и способностью к адаптации от тактического до стратегического уровня, соответствующими кадрами, системами связи и обмена информацией, возможностями взаимодействия с партнерами. Их своевременное развертывание позволит ускорить процесс планирования и сократить время реакции с учетом чрезвычайно быстрого развития обстановки в гибридной войне. К формированию ядра таких органов привлекается главным образом кадровый потенциал сил специальных операций. Одновременно с учетом особенностей современных конфликтов вносятся необходимые коррективы в оперативное искусство и тактику, разрабатываются инновационные методы стратегического планирования и использования самих сил.

США и НАТО рассматривают гибридную войну как интегратор комплекса «гибридных угроз», реализация которых осуществляется в рамках гибкой стратегии, имеющей долгосрочные цели. Базируются стратегии на комплексном применении дипломатических, информационных, военных и экономических средств для дестабилизации противника. Гибридные угрозы соединяют регулярные и иррегулярные возможности и позволяют концентрировать их на нужных направлениях и объектах для создания эффекта стратегической внезапности.

Таким образом, в отличие от других видов угроз гибридные угрозы ориентируются строго на выбранный объект воздействия (конкретную страну-мишень и ее уязвимые места), имеют четко определенный формат и заранее определенную конечную цель и представляют собой ядро стратегического замысла операции.

Гибридные угрозы обладают рядом характеристик, обеспечивающих эффективное применение на всех этапах современных конфликтов. «Кумулятивный эффект» от воздействия угроз обеспечивается реализацией системы комплексных и взаимозависимых подготовительных и исполнительных мероприятий, связанных с координацией деятельности значительного количества участников, действующих на территории страны-мишени и за ее пределами. Успеху способствует умелое использование факторов, обусловливающих высокую динамику развития обстановки и придание процессам необходимой направленности с использованием как невоенных, так и военных решений.

Комплексный характер гибридных угроз усложняет задачу вскрытия их источника, который, как правило, является анонимным. Анонимность источника гибридных угроз и неопределенность времени и места их проявления в ходе гибридной войны способствуют распылению усилий разведки, отвлекают силы и средства на второстепенные направления, приводят к потере времени на выработку мер противодействия и, как следствие, к возрастанию ущерба.

Операции гибридной войны и цветные революции при принципиальном различии обеих феноменов при определенных условиях могут взаимно дополнять друг друга. Так, на определенном этапе гибридной войны цветная революция может использоваться в качестве своеобразного катализатора – ускорителя событий, способствующих ослаблению власти и дезорганизации государства. Важной задачей разведки является своевременное вскрытие подготовки цветной революции, переход к активной фазе которой формирует своеобразную «точку бифуркации» в стратегии гибридной войны и приводит к стратегически значимым изменениям обстановки на театре войны.

В то же время цветная революция может планироваться и осуществляться как самостоятельная операция по свержению власти. В дальнейшем события развиваются в рамках алгоритма адаптивного применения силы, когда мирные демонстрации оппозиции постепенно перерастают в жесткую конфронтацию с властями, вплоть до свержения правительства и гражданской войны.

РАЗВЕДПРИЗНАКИ ПОДГОТОВКИ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЙ

Синергетический эффект применения гибридных угроз обусловливает их особую опасность для всей системы обеспечения национальной безопасности страны, что требует их своевременного вскрытия разведкой.

На начальных этапах гибридной войны государство-агрессор активизирует мероприятия по подрывной деятельности в политико-административной, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сферах.

Наращиваются масштабы и агрессивность операций информационной войны и публичной дипломатии. Проводятся кибероперации против объектов государственного и военного управления, объектов промышленной инфраструктуры. У границ государства-мишени развертываются дополнительные контингенты войск, наращиваются мероприятия по подготовке к действиям иррегулярных сил внутри государства, активизируется деятельность сил специальных операций, проводятся военные учения по провокационным сценариям. Консолидируется «пятая колонна».

В процессе прогнозирования гибридных угроз и планирования мер противодействия целесообразно использовать специальное понятие – «категории риска», отражающее вероятность неожиданного возникновения гибридных угроз на тех направлениях, где они в данное время практически отсутствуют. Своевременное определение таких направлений позволяет сработать на опережение, вовремя сосредоточить внимание разведки на изучении изменений в обстановке и вскрыть угрозу на этапе ее зарождения. При этом риск – признак потенциальной опасности понести ущерб определенной тяжести и содержания, а понятие «категория риска» определяет уровень и возможные последствия скрытых гибридных угроз.

В гибридной войне и цветной революции категория риска связывается с открытым посягательством на жизненно важные интересы государства и нации. Анализ риска, который принимает множество форм, является существенным фактором при разработке разведывательных операций в гибридной войне и цветной революции. Такой анализ должен стать неотъемлемой частью системы управления рисками в политической и военной сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности.

Так, например, репутационные риски следует считать чрезвычайно важными для коалиций, таких как ОДКБ и их отдельных членов, а также СНГ и ШОС, поскольку сплоченность участников является фактором успеха в противостоянии операциям гибридной войны и технологиям цветной революции. Отсюда следует, что отношение отдельных государств и коалиций к рискам будет оказывать определяющее влияние на своевременность их вскрытия и организацию противодействия в современных конфликтах.

Своевременное вскрытие и правильная интерпретация разведкой гибридных угроз позволяют предвидеть решения противника по выбору стратегии гибридной войны. Разработка мер противодействия должна осуществляться с учетом важной роли внешней поддержки в гибридных войнах.

Общие способы противодействия гибридным войнам сводятся к надежному перекрытию каналов финансирования подрывных сил, использованию дипломатических средств для изоляции и наказания государств-спонсоров, нацеливанию всех видов разведки на вскрытие и идентификацию лидеров и подготовленных лагерей подготовки и складов как первоочередных объектов нейтрализации. Первостепенное внимание должно уделяться совершенствованию территориальной обороны с опорой на данные разведки и контрразведки о планах действий противника.

Разведка привлекается и для оценки ущерба от гибридной войны, когда приходится прибегать к сопоставлению экономического и стратегического значения территорий, контролируемых мятежниками и правительственными силами.

При своевременном вскрытии планов подготовки гибридной войны с целью противодействия формируется соответствующая долговременная военно-политическая стратегия, создается специальный национальный/коалиционный орган для координации усилий разведки на всех уровнях, от стратегического до тактического, вырабатываются принципиальные подходы по эффективному и скрытному использованию сил специальных операций и нанесению ударов высокоточным оружием. Тщательно определяются районы, которые могут быть охвачены гибридной войной, предварительно изучаются все их характеристики.

Формирование надежной и эффективной системы управления новым видом войны возможно за счет серьезной реструктуризации системы государственных и военных органов управления с целью придания им необходимых «гибридных» свойств, то есть способности реагировать в рамках широкого спектра разнообразных угроз, повышения оперативности и гибкости управления. Внимание следует уделить процедурам принятия решений на использование военной силы с учетом трудно предсказуемых изменений обстановки. Для успешного планирования и взаимодействия необходима выработка и согласование терминологии, применяемой на всех этапах подготовки и ведения войны.
Автор: Александр Бартош
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/concepts/2017-09-29/1_967_usa.html

Источник →

Ключевые слова: разведка
Опубликовал Игорь Сипкин , 03.10.2017 в 16:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66794 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Сергей Алексеев
Истребитель Бандерлогов
Киев стал местом сборища недоносков со всего света!
Истребитель Бандерлогов Афганский облик Киева
Борис
Инна Семеновна Воронова