ГАЗ-66: войны и эксперименты

Единственный в своем классе

ГАЗ-66 получился ладной и универсальной машиной. Восьмицилиндровый мотор обеспечивал высокую энерговооруженность, самоблокирующие дифференциалы вкупе с идеальной развесовкой и геометрической проходимостью позволяли штурмовать самые безумные преграды, а бескапотная компоновка обеспечивала отличный обзор. Собственно, недостатков было всего три: высокий расход топлива, издевательское для водителя размещение рычага КПП и расположение сидений экипажа прямо над передними колесами.
И если с первыми двумя минусами в армии готовы были мириться, то третий недостаток стал для «Шишиги» чуть ли не роковым. Осознание этого пришло в Афганистане, когда подрыв любой мины под колесами грузовика неминуемо приводил к травмам, а порой и смертельным ранениям водителя. Поэтому ГАЗ-66 поспешно вывели из состава ограниченного контингента советских войск и с тех пор достаточно прохладно относились к боевому использованию машины. 


 

Один из эпизодов раннего боевого применения ГАЗ-66 в модификации Б. Прага. 21.08.1968 г. На кабине и тенте машины опознавательные белые полосы техники стран Варшавского договора. Что-то подобное мы увидим много лет спустя на Украине


Хотя, конечно, никто списывать «Шишигу» со строевой службы не спешил – заменить грузовичок в 80-90-х годах было попросту нечем. Этим, кстати говоря, пользовались в конструкторским бюро Горьковского автозавода и не спешили с глубокой модернизацией. При всем уважении к инженерному штабу ГАЗа, посмотрите на эволюцию немецкого Unimog серии S (который во многом был прообразом «шишиги»). Во многом, конечно, это было обусловлено консерватизмом главного заказчика в лице Министерства обороны, но ГАЗ-66 широко использовался для гражданских нужд и тут как раз регулярная модернизация очень была бы к месту. Первый же раз грузовичок ГАЗ-66 обновили спустя несколько лет после запуска в производство – в 1968 году. 


Unimog серии S. Многие считают его объектом подражания при конструировании ГАЗ-66


Это было второе поколение, продержавшееся на конвейере целых 17 лет. Тогда появилась индексы, состоящие из двух чисел, например, базовый вариант был 66-01. Теперь «Шишига» могла брать на борт сразу 2 тонны (кстати, на самых последних опытных экземплярах этот показатель был увеличен до 2,3 тонны всего лишь за счет новых шин). Также «вторая серия» 66-й машины получила централизованную систему подкачки колес, светомаскировочные фары и, самое главное, повысился дорожный просвет до 315 мм. ГАЗ-66 теперь можно было отправлять на экспорт – для этого улучшили отделку салона, усовершенствовали приборы в кабине, поставили новые карбюраторы, транзисторную систему зажигания и даже бескамерные шины. Расход топлива упал до 26 литров на 100 км. Конечно, основными покупателями машины были страны с жарким климатом, поэтому инженерам пришлось адаптировать кабину к соответствующим условиям. Надо сказать, что задача это была не из простых. Огромный, пышущий жаром восьмицилиндровый мотор располагался фактически между пассажиром и водителем, что осложняло его терморегуляцию. Удалось ли конструкторам решить эту проблему на экспортных модификациях, неизвестно, но вот для советских водителей летом в кабине как было невыносимо жарко, так и осталось.


Армейские будни ГАЗ-66 второй серии


ГАЗ-66 все время был экспериментальной площадкой для различных инноваций инженеров ГАЗа, немалая часть которых приходилась на улучшение проходимости машины. Так, в 60-х годах на авиадесантируемый ГАЗ-66Б, о котором говорилось в первой части истории, установили гусеничные движители треугольной формы. Однако к какому-то прорыву в проходимости и так уже вездеходного грузовика эта конструкция не привела. Конкуренция между автопроизводителями в СССР если и была, то только за государственные оборонные контракты. Типичным примером такого явления стал ГАЗ-34 – полноприводный трехосный грузовик, имеющий много общего с «Шишигой». Тогда армии требовалось новое поколение средних грузовиков, способных буксировать артиллерийские орудия и одним из перспективных проектов был московский ЗИЛ-131.

ГАЗ-66: войны и эксперименты



Опытный гусеничный ГАЗ-66Б


















Войсковые и ресурсные испытания трехосного ГАЗ-34


Горьковские конструкторы в пику разработали новую машину, максимально унифицированную с принятым тогда уже на вооружение ГАЗ-66. Если сравнивать 34-ю машину с перспективным в то время ЗИЛ-131, то окажется, что газовский грузовик на 1,3 тонны легче при сходной полезной нагрузке, короче и имеет более вместительный кузов. При том, что сцепление было взято от ЗИЛ-130, у ЗИЛ-131 заимствовали коробку передач, мотор оставили родной от «Шишиги». Конечно, мощности в 115 л. с. откровенно не хватало, а более мощный бензиновый двигатель попросту не вмещался. Возможно, ситуацию спас бы дизель, но подобных конструкций вообще не было в Советском Союзе. Тем не менее, трехосная «Шишига» достаточно успешно прошла весь цикл испытаний (в том числе несколько машин прошли от Москвы до Ашхабада и Ухты) и даже была рекомендована к принятию на вооружение. Однако подоспел ЗИЛ-131, который оказался мощнее и удобнее. Стоит ли жалеть о том, что в Советской Армии не оказалось еще одного бескапотного грузовика с иезуитским расположением рычага КПП?

Отвлечемся от темы и упомянем об еще одной попытке Горьковского автозавода войти в престижную нишу армейских грузовиков большого формата. 


ГАЗ-44


В начале 70-х годов был разработан четырехосный ГАЗ-44 «Универсал-1», являющийся, по сути, неким гибридом между обычным грузовиком и бронетранспортером. Машину обкатывали в 21 НИИИ, но каких-то радикальных прорывов по сравнению с аналогами из Брянска и Минска «Универсал-1» не показал и остался в разряде опытных. После этого ГАЗ стал четко придерживаться магистральной линии производства легких грузовиков для нужд Министерства обороны. Ну, и про бронетранспортеры не забывал…

Мастер на все руки


Поговорим о многочисленных модификациях машины ГАЗ-66, которые имели статус опытных или состояли на вооружении. Конечно, всё разнообразие вариантов не охватить, да и скучно это будет. Поэтому коснемся самых оригинальных. Таким, безусловно, стал фургон с интегрированным с кабиной кузовом КШ-66, в котором «Шишигу» можно опознать только по колесам и светотехнике. Данный аппарат был собран для противостояния ударной волне ядерного взрыва и поэтому формы имел обтекаемые – в среднем сопротивляемость удару возросла в три раза. Продолжая тему однообъемников на базе ГАЗ-66, нельзя не упомянуть авиатранспортабельный автобус 38АС, который выпустили тиражом аж в 6000 машин. Автобус отличали гнутые панорамные стекла, 19 мягких сидений и пенопластовая теплоизоляция в кузовных панелях. В варианте АМС-38 в автобусе можно было разместить восемь сидячих раненых и семь лежачих. Позже в 1975 году появился еще один автобус – АПП-66, который был упрощенным вариантом 38АС, отличался излишним весом, низкой проходимостью и собран был в количестве 800 штук. Надо отметить, что все эти машины не собирались в Горьком. Автобусы делали в молдавских Бендерах, Воронеже и на заводе №38. 


Устойчивый к атомному оружию фургон на базе ГАЗ-66


Опытный седельный тягач ГАЗ-66П


Перевязочный пункт АП-2


На долгие годы юркий и проходимый ГАЗ-66 стал визитной карточкой медицинской службы армии Советского Союза. Самым массовым, конечно, стал санитарный автобус АС-66 с кузовом К-66, способный взять на борт до 18 раненых. Чуть позже к нему в пару пришла перевязочная машина АП-2, которую собирали на предприятии «Медоборудование» в Саранске. В комплект входили каркасные палатки, развернув которые, можно было одновременно перевязывать до 14 человек. В конце 80-х в армии появился целый медицинский комплекс ПКМПП-1, состоящий из четырех машин ГАЗ-66 с кунгами К-66. Две из них отвечали за перевозку раненых и медперсонала, остальные были нагружены скарбом и медицинской техникой.




Опытный АС38




АПП-66




Автобусы на базе ГАЗ-66 на "кладбище"


Самыми экзотическими вариантами ГАЗ-66, конечно же, стали машины с понтонными парками, разборными мостами и системами залпового огня. ДПП-40 для ВДВ стал во многом абсурдным и очень дорогим воплощением идеи создания авиадесантируемого понтонного парка грузоподъемностью в 40 тонн. Во-первых, для придания необходимой легкость элементы понтонов пришлось делать или из цветных металлов, или с использованием надувных резиновых секций. А во-вторых, сам понтонный парк размещался на 32 машинах ГАЗ-66 (первоначально на облегченном варианте ГАЗ-66Б). Сколько для такой армады требовалось транспортных Ил-76? Также рассматривали применение машин серии ГАЗ-66 для перевозки среднего автодорожного разборного моста САРМ. Для этого простая платформа грузовика не годилась, поэтому придумали сделать из «Шишиги» седельный тягач с индексом П. Однако легкая машина слабо справлялась с такой нагрузкой и мост отдали семейству ЗИЛов. 


Единственный и неповторимый БМ-21В на базе ГАЗ-66Б


В 1967 году в десантных войсках появилась 12-ствольная система залпового огня БМ-21В на базе упоминаемого ранее облегченного ГАЗ-66Б. Фактически это был сокращенный вариант 40-ствольной системы БМ-21, которую ставили на семейство «Урал». Огнедышащий малыш мог за 6 секунд выпустить на дальность в 20 км весь заряженный запас фугасных М-21ОФ и снова перезарядиться с помощью машины 9Ф37, которая также была на базе ГАЗ-66. И, конечно, вся эта артиллерия могла быть сброшена с парашютами.

Однако настоящей визитной карточкой ГАЗ-66 с «оружием в руках» стал гантрак с ЗУ-23-2 в кузове. Здесь военные отлично совместили скорость и маневренность «Шишиги» со смертоносностью шквала огня зенитной пушки. Ближний Восток, Африка, Северный Кавказ, Украина – ни один из конфликтов на этих территориях не обходился без гантраков на платформе ГАЗ-66. 

Продолжение следует…
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
gruzovikpress.ru, ru.wikipedia.org, drive2.ru, zr.ru, auto.ru
Статьи из этой серии:
«Шишига»: легенда номер 66
Источник ➝

Украина-2020: лакмусовый округ для олигархического консенсуса

Владимир Скачко

Сегодня практически уже никто в Украине не спорит о важности местных выборов, назначенных на 25 октября сего года. Потому что они станут лакмусовой бумажкой, показателем, с одной стороны, степени дезинтеграции страны и доверия местных элит центральной власти.

Это уже давняя украинская традиция – как только центр начинает слабеть и диктует дурацкую или вообще невнятную политику, обдирая при этом регионы материально, так сразу же регионы выбирают себе своих вождей, фактически «батек», с ними самоизолируются и начинают спасаться в одиночку, находя и партнеров, и союзников как в Украине, так и за ее пределами.

 Так было при Несторе Махно и прочих «батьках-отаманах», которые защищали разные регионы Украины от политической и прочей напасти в гражданскую войну начала ХХ века. Так было в начале 90-х годов того же века, когда Украина обрела независимость, но власть первого президента Леонида Кравчука, которая, кроме чтения националистических брошюрок вместо газеты «Правда», ничего стране предложить не могла, и Украина расползалась по швам, пока второй президент Леонид Кучма не стянул ее обратно предложениями якобы реформ и соединив в Киеве во власти представителей разных регионов. Это было тактически умное начало Кучмы. Потом он «создал» олигархов, и уже те держали ему страну единой, потому что наживаться так им было удобнее всего.

Сейчас в Украине ситуация, похожая на «лихие 90-е», когда «профаны и дебилы» во власти президента Владимира Зеленского не могут предложить стране во время кризиса ничего путного и спасительного, потому что полностью легли под Запад в лице МВФ и Джорджа Сороса. Плюс из-за тотального обнищания в турборежиме 90% народа страна с трудом балансирует на грани социальных бунтов и расползания гражданской войны из Донбасса в другие регионы. К тому же, страна напичкан нелегальным оружием из зоны АТО/ООС и фактически уже находится во власти парамилитарных околополитических и полукриминальных структур, которым пока никто не дал команду «Грабь награбленное!», а сами они пока опасаются. Но словесный «бунт» черкасского мэра Анатолия Бондаренко даже не против амебного желе-президента Зеленского, а против всесильного главы МВД Арсена Авакова, показал: регионы на грани «сепаратизма» уже под руководством своих органов местного самоуправления. «Черкассы – казацкий город, который никто не ставил на колени», - утверждал мэр, и горожане могут его массово поддержать, если жить станет совсем невмоготу.

Вот потому-то, с другой стороны, местные выборы – это еще и показатель степени влияния как центральной власти, общегосударственных олигархов и так называемых парламентских партий, так и местных элит, руководимых местными же князьками-воротилами. Выборы просто покажут, кто сильнее в Украине, которая пока держится на подпорках внешних кураторов извне и на консенсусе олигархов, которым пока выгодна власть Зеленского для договоренностей с Западом, внутри страны. Олигархи сегодня как бы договорились, что главный из них Ринат Ахметов непосредственно «опекает» Зеленского и договаривается с западными кураторами о том, чтобы те не раздевали донага олигархические капиталы при окончательном дерибане Украины. А сами же олигархи взяли на откуп регионы и «доят» их в свой карман, как в последний раз. И этот раз действительно может оказаться последним.

И вот как бы случайно подвернулся мажоритарный округ №208 в Черниговской области, на котором довыборы депутата парламента могут стать пробным полигоном, лакмусовой бумажкой и даже, если хотите, своеобразной, но показательной прелюдией выборов местных. Все дело в том, что депутат от этого округа Валерий Давиденко недавно был найден сидящим на стуле с пулей от наградного «глока» в голове. Странное самоубийство, чтобы не сказать больше. Последний раз так сидел на стуле после двух (!!!) выстрелов из «беретты» в голову (в подбородок и в висок) после «оранжевой революции-2004» экс-глава МВД Юрий Кравченко, который был ценным свидетелем, который, как говорят в таких случаях, слишком много знал. И, разумеется мешал многим, поэтому и должен был надежно замолчать.

Депутат Давиденко был не того полета птица, но в политическом плане «самоубился» очень и очень своевременно, как ни цинично это может прозвучать. Довыборы на его округе уже взволновали и центральную власть, и олигархов-первачей, и местные элиты. Уже заговорили, как минимум. О трех кандидатах на место выбывшего, которые могут, как минимум, сыграть в Верховной Раде роль дрожжей в весеннем нужнике, показать силу каждого из олигархов и нарушить хрупкий политико-экономический консенсус между ними.

Первый кандидат – это лидер Радикальной партии своего имени Олег Ляшко, эпатажный во всех планах политик, бывший сиделец, которого все называют «ручной собачкой» главного олигарха Рината Ахметова. Именно он, как известно, уже после пролета на выборах в парламент в 2019 году так рьяно защищал экономические интересы своего «патрона», что публично, под камеры, набил морду официальному представителю президента Зеленского в правительстве и депутату от пропрезидентской партии «Слуга народа». За то, что тот лоббировал разрешение покупать российскую электроэнергию по ценам, которые ниже, чем у Ахметова. Покупать передумали, а Ляшко за демонстративный мордобой «врага» демонстративно же ничего не было. Даже без депутатского иммунитета его никто не тронул – Ахметов запретил.

Округ на Черниговщине – это вообще-то «вотчина» Ляшко, который в 2012 году впервые был избран в Раду именно там. Но потом его акции там ослабели практически до нуля, пролетали на выборах даже все «радикалы». Но вот сейчас Ахметов хочет и провести своего «бойца», чтобы тот и в парламенте чистил табло всем, на кого укажет хозяин. И, разумеется, обкатать в новых условиях предвыборные трюки на выборах местных. Ахметов уже, по слухам, добился, что «слуги народа» не будут выдвигать свою кандидатуру, чтобы не мешать Ляшко.

Точно с такими же целями запускают на выборы по этому округу и Андрея Богдана, экс-главу Офиса президента (ОПУ) Зеленского. В политике он – никто и после отставки с поста главы ОПУ зовут его никак. Но при этом он – ставленник олигарха Игоря Коломойского, у которого долго служил личным адвокатом и был послан во власть - следить за политическим «дитятком» олигарха – президентом Зеленским. Он действительно побыл какое-то время «наушником» Зеленского (в смысле в ушко науськивал «нужные мысли»), осуществлял первоначальную кадровую политику, но потом не справился, начал публично быковать даже в отношении Зеленского и был отставлен.

Но сейчас Коломойский поддерживает свою креатуру на Черниговщине, чтобы Богдан попал в Раду и там непосредственно руководил «коломойчатами» с мандатами. Сейчас слух о выдвижении Богдана в противовес «человеку Ахметова» заставил и нынешнего главу АПУ Андрея Ермака от злости рвать волосы в самых нескромных местах. Потому что понятно же, что такой шаг Коломойского может означать что угодно? И конец перемирия, и прекращение внутриолигархического консенсуса, и даже возобновление войны за место у «верховного тела». Все знают, что Коломойский – не тот человек, что отказывается от «своего» или того, что считает своим. А сейчас он практически загнан в политический угол обвинениями со стороны США, и ему ой как нужен надежный фронтмен хотя бы в парламенте.

Но вы не поверите, но заговорили о еще одной кандидатуре, которая может серьезно либо спутать карты межолигархическому междусобойчику, либо подыграть одному из «первачей», либо вообще заявить о себе как самостоятельной силе, олицетворяющей весь украинский национализм. Это экс-депутат парламента и экс-радикал от Ляшко Игорь Мосийчук.

Он реально был радикальным до безумия, как городской сумасшедший взрывал в прежней жизни мусорники в знак протеста против России, расстреливал из автомата портрет Рамзана Кадырова, открыто брал коррупционные деньги на партию Ляшко, стал как бы жертвой покушения, во время которого погиб человек, а сам он сильно пострадал и долго шлялся по парламенту на костылях. Но потому ему вдруг, как пошептало. Он одумался, похудел килограмм на 50, женился и ушел от Ляшко. И сейчас, в это трудно поверить, но он резко поумнел, и выступает с вполне разумных позиций, адекватно оценивая все происходящее в Украине.

И в этом смысле Мосийчук очень даже может стать фронтменом, выразителем и даже олицетворением украинского национализма. Не нынешнего, граничащего с неонацизмом и совершенно платного, лающего на «врагов нации» только за деньги по команде, а того идейного, кондового, первой трети ХХ века, основанного на главном лозунге «Украина для украинцев» и на экономическом изоляционизме, а потому и непреемлющего любую зависимость Украины. Что от Запада, что от России. Той украиноцентричности, которая была у уже упоминаемого выше Махно, призывающего бить белых пока не покраснеют, и красных, пока не побелеют.

И Мосийчук, критикуя сегодня прогибание команды Зеленского и его олигархов перед Западом и пойдя на выборы с такими лозунгами, вполне может стать притягательным «лицом». И идейных националистов, которые в небольшом количестве еще имеются в националистическом гадючнике, и рядовых членов националистических, неонацистских и неофашистских организаций и группировок, которые выполняют на улицах все черновую работу под расово правильными лозунгами, но деньгами за акции распоряжаются «фюреры». И делятся с рядовыми мало.

Такая фронда Мосийчука может спутать предвыборные карты точно так же, как и появление собственного кандидата от местных элит. Это будет уже их пробой пера, перечеркивающего планы всех остальных. Этот коллективный четвертый игрок может оказаться сильнее всех остальных. И тогда на местных выборах в октябре действительно может грянуть буря. Или не грянуть, если олигархи начнут раскошеливаться уже сейчас, когда будущему электорату уже, извините, жрать нечего.

 

Источник

Прибалтика сделала все, чтобы разрушить связи с Россией и поссорить Москву с Брюсселем. За русофобию пора ответить

Коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в геополитику, что вполне логично. Западные ценности не прошли проверку на прочность. Впрочем, как и медицина, экономика, госструктуры, социальная организация и солидарность.

Западный мир надолго запомнит преданную Италию, получившую помощь от России, а не от союзников по Евросоюзу и НАТО.

Что касается российско-европейских отношений, то они деградируют. В то же время сенатор Алексей Пушков позитивно оценил перспективы взаимодействия России и стран-членов ЕС.

Парламентарий считает, что отношения могут улучшиться после победы над коронавирусной инфекцией.

Пушков также отметил, что Россия и ЕС общаются на трех разных уровнях. Один из них – ограниченное взаимодействие между Москвой и Брюсселем. Почему такое урезанное общение? Свою лепту внесла Прибалтика. Латвия, Эстония и Литва входят в «союз» стран сильного антироссийского лобби. Помимо прибалтов в него входят поляки и скандинавы.

Прибалтийские лидеры настраивают европейцев против России, но при этом так и не слезли с нашей шеи. Российский рубль питает ущербные национальные экономики, да и Европа сильно урезала поддержку Прибалтики.

Европейская солидарность, на которую рассчитывали прибалты, кончилась. По мнению лидеров ЕС, периферийные республики не должны сдерживать развитие ведущих стран Евросоюза, а в условиях распространения коронавируса и вовсе каждый сам за себя. Своих проблем хватает, так что, прибалты, выживайте, как умеете или просите подаяние у соседей.

Полагаете, страны Балтии осознали, в какую яму они угодили? Естественно, продолжили гнуть свою антироссийскую линию, оскорбляя Россию, очерняя советскую историю, издеваясь над ветеранами и восхваляя нацистов и коллаборационистов. Лидеры Латвии, Эстонии и Литвы следуют внешнеполитической линии ЕС и США, разрушив за последние шесть лет политико-экономические связи с Россией. При этом прибалтийские дельцы все еще продолжают зарабатывать деньги в России, выводить капиталы за рубеж и нарушать российские законы (наркоторговля и пр.).

Россия дала адекватный ответ прибалтийским русофобам. Владимир Путин подписал указ о введении продуктового эмбарго, а в 2016 году спецпредставитель президента Сергей Иванов объявил о переформатировании грузовых потоков из прибалтийских портов в российские. В начале 2020 года в странах Балтии была приостановлена деятельность торгпредств России. «Газпром», в свою очередь, продал свою прибалтийскую инфраструктуру.

Москва сворачивает деловые контакты с прибалтами, но торговля пока еще продолжается. Прибалтийские компании работают в России, ведь наша страна для них является важным экономическим партнером. Товарооборот растет.

И вернемся к нашим реалиям – коронавирусу и убыткам компаний. Российские предприниматели вправе рассчитывать на господдержку. Их вклад в отечественную экономику важен, а вот что касается иностранных компаний, то здесь все гораздо интересней. Многие желают получить помощь в России, а не только от нацправительств. Двойная поддержка? Дополнительные преференции? Российский бизнес подвинут в сторону?

Да, прибалтийские дельцы, большая часть которых – аферисты и наркоторговцы под прикрытием, планируют отхватить часть средств, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса в РФ. Подобное развитие ситуации надо пресечь в зародыше. Инициатива депутата ГД Виталия Милонова как раз кстати: повысить налоги, платежи и тарифы для иностранных компаний, а полученные средства направить российским предприятиям, пострадавшим от коронавируса. Отличное предложение! Прибалтика и ее компании заслужила именно такого отношения. За русофобию надо платить, причем по повышенным тарифам. Напоследок напомню, что прибалты сделали все, чтобы разрушить отношения между Россией и странами ЕС. За каждый вяк латыши, эстонцы и литовцы должны ответить.

 

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх