Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ПОЛИТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРТИЯМ, ОТЕЧЕСТВО – АРМИИ.

«...Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!»

И.В.Сталин

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

развернуть

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"



К середине 60-х годов прошлого века израильская авиационная промышленность достигла уровня развития, при котором стало возможно строить серийно собственные самолёты. В 1966 году компания IAI (Israeli Aircraft Industries) приступила к проектированию лёгкого транспортно-пассажирского самолёта с укороченным взлётом и посадкой. Еще на стадии проектирования предусматривалось, что новая многоцелевая машина будет эксплуатироваться с минимально подготовленных полевых аэродромов.


Самолёт, получивший имя Arava (пустынный район на границе Израиля и Иордании) и индекс IAI-101, представлял собой высокоплан с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передние концах которых установлены двигатели, а на задних — разнесённое вертикальное хвостовое оперение и стабилизатор. Такая аэродинамическая схема, используемая ранее в гораздо более крупном и тяжелом американском военно-транспортном Fairchild C-119 Flying Boxcar, позволяла получить хорошие взлётно-посадочные характеристики и оптимально использовать внутренние объёмы. Хвостовая часть цельнометаллического фюзеляжа полумонококовой конструкции для облегчения загрузки и разгрузки отклоняется в сторону более чем на 90°. Высота пола кабины находится на уровне кузова стандартного грузового автомобиля.
Израильский многоцелевой самолёт "Арава"


Для посадки в самолёт экипажа и пассажиров по обе стороны фюзеляжа предусмотрены двери. Прямое крыло двухлонжеронной кессонной конструкции поддерживается двумя нижними подкосами. Из средств механизации крыла имелись двухсекционные закрылки, занимающие 61% размаха, предкрылки, элероны и выдвижные интерцепторы. В крыле находятся четыре топливных бака общей вместимостью 1440 литров. Первоначально силовая установка состояла из двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью 715 л.с. Неубирающееся трёхстоечное шасси с мощными с масляно-воздушными амортизаторами рассчитано на компенсацию ударов при жёсткой посадке самолёта и на преодоление неровностей ВПП высотой до 10 см. Пневматики шасси низкого давления (3,37 кг/кв.см.) позволяют совершать взлёт и посадку с «раскисших» или засыпанных рыхлым песком полос. Планировалось, что новый лёгкий транспортно-пассажирский самолёт заменит в Израиле поршневые С-47 американского производства.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"


Рассматривалось как гражданское, так и военное применение самолёта. В пассажирском варианте помещалось до 20 человек, в транспортном - до 2300 кг груза. В конфигурации VIP в самолёте размещалось до 12 пассажиров. Экипаж 1-2 человека. Также проектировались модификации для использования в роли летающей медицинской операционной, для картирования местности, разведки нефти, вызывании дождя и в качестве летающих лабораторий. Самолёт с максимальным взлётным весом 6800 кг мог покрыть расстояние 1300 км. Максимальная скорость – 326 км/ч, крейсерская – 309 км/ч. Длина ВПП необходимая для взлёта – 360 метров. Посадочная дистанция – 290 метров.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

Выкатка первого экземпляра IAI-101


Прототип совершил полёт 27 ноября 1969 года, и вскоре машина поступила в серийное производство. В 1972 году самолёт демонстрировался на авиационно-космической выставке в Ганновере. В том же году компания IAI организовала демонстрационное турне по странам Латинской Америки, в результате которого самолёт пролетел в общей сложности 64 тыс. км. Особый упор при этом делался на неприхотливость в обслуживании, экономичность и отличные взлётно-посадочные характеристики. В 1972 году самолёт предлагался заказчикам за $ 450 000. Первым покупателем «Аравы» стали ВВС Мексики, заказавшие 5 экземпляров. Израильские ВВС только присматривались к самолёту, но в середине октября 1973 года, во время Войны Судного дня три IAI-101 Arava были переданы 122-й эскадрильи на базе Неватит. Самолёты использовались для оперативного снабжения израильских войск, и в целом, несмотря на недавно начавшееся производство и ряд «детских болячек», хорошо себя зарекомендовали. Тем не менее, первые три машины после окончания боевых действий вернули фирме-производителю, и ВВС Израиля официально приобрели первую партию модернизированных самолётов только в 1983 году.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"


Надежды компании IAI на коммерческий успех гражданского варианта IAI-101 не оправдались. Ниша лёгкого двухдвигательного самолёта местных авиалиний была занята многочисленными конкурентами. Кроме того, в середине 70-х в эксплуатации находилось ещё много поршневых машин предыдущего поколения. В странах «третьего мира» был особенно распространен Douglas C-47(DC-3), которых в общей сложности построили около 10 000 экземпляров. В 60-70-е годы на рынке имелся переизбыток этих машин, так как военные избавлялись от устаревших, по их мнению, транспортно-пассажирских самолётов. «Дуглас» с ещё очень приличным ресурсом можно было купить за $50-70 тыс. В этих условиях пробиться на гражданский рынок израильской компании со своим лёгким пассажирским самолётом было очень сложно. В итоге, несмотря на усиленную рекламу, удалось продать незначительное количество гражданских модификаций IAI-101. В то же время, военно-воздушные силы небогатых стран Латинской Америки и Африки проявляли интерес к универсальной во многих отношениях машине.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"


С учётом того, что в странах, которые могли бы потенциально выступать покупателями израильской «Аравы», зачастую имелись проблемы с разного рода инсургентами, на самолёт установили вооружение. И это в определённой мере действительно сказалось на экспортном потенциале, так как теперь самолёт мог не только высадить десантников, но и поддержать их при необходимости огнём. Испытания вооруженного прототипа, проведённые в Израиле, показали, что благодаря хорошему обзору из кабины пилоты легко и быстро обнаруживают и идентифицируют наземные цели. Относительно небольшая скорость полёта и хорошая манёвренность позволяли легко занимать выгодную позицию для атаки. Однако в ходе испытаний военные представители отмечали большую уязвимость "Аравы" при действиях над районами с развитой ПВО. Специальных мероприятий по повышению живучести, таких как протектированные баки или бронезащита кабины, на самолёте не было, а в случае встречи даже с дозвуковым штурмовиком противника шансы благополучно скрыться были минимальны.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

Вооруженный вариант самолёта «Арава»


Самолет вооружили двумя 12,7-мм пулеметами «Браунинг», в обтекателях в передней части фюзеляжа (по одному с каждого борта). Ещё один турельный пулемёт в хвостовом конусе фюзеляжа защищал заднюю полусферу от атак истребителей и обстрела с земли. Общий боекомплект был весьма внушительным - 8000 патронов.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

Передняя часть самолёта «Арава», оснащённого 12,7-мм пулеметами и НАР


Кроме того, на двух пилонах на фюзеляже могли подвешиваться два контейнера НАР или другая боевая нагрузка весом 500 кг. Помимо установки вооружения и прицелов, в виде дополнительных опций предлагались устройства сброса дипольных отражателей и отстрела тепловых ловушек.

На модернизированном в 1977 году самолёте военного назначения, получившем обозначение IAI -202, установили авиадвигатели Pratt & Whitney Canada РТ6А-34 мощностью 780 л.с. с трёхлопастными винтами диаметром 2,59 м. Это позволило сократить разбег при взлёте и повысить грузоподъёмность самолёта до 2,5тонн. Длина разбега при взлете составляла 230 м, а пробега при посадке - 130 м. С новыми более мощными двигателями максимальная скорость составила 390 км/ч, а крейсерская – 319 км/ч. Часть самолётов переделали из ранних модификаций во время проведения капитального ремонта, для установки новых двигателей пришлось полностью менять крыло. Назначенный лётный ресурс самолётов позднего выпуска составлял 40000 часов.

Гражданская модификация с двигателями увеличенной мощности и улучшенным оборудованием получила обозначение IAI-102. Наибольшее число таких машин было продано в Аргентину, где они использовались на горных аэродромах с полосами ограниченной протяженности.

В доработанной в интересах военных грузовой кабине самолёта IAI-202 могли разместиться 24 военнослужащих с личным оружием, 16 парашютистов, легкий автомобиль повышенной проходимости с безоткатным орудием и расчётом 4 человека, или 2,5 тонны груза. В случае необходимости имелась возможность переоснащения в санитарный вариант. При этом в грузовом отсеке устанавливается 12 носилок и оборудуются рабочие места для двух медиков.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

Самолёт «Арава» с поисковой РЛС с носовой части


Кроме универсального многоцелевого самолёта, ограниченными сериями выпускались специализированные варианты. Патрульно-противолодочная модификация отличалась от других моделей наличием в носовой части поискового радиолокатора, способного обнаруживать перископы подводных лодок. На самолёте установили специальное оборудование весом около 250 кг. В состав вооружения ввели четыре противолодочные торпеды Мк14 и двенадцать акустических буёв.

Способность находиться в воздухе до 10 часов позволила использовать «Араву» в качестве воздушного ретранслятора, самолёта радиоэлектронной разведки и РЭБ. В этом случае на борту размещается комплект радиоэлектронного оборудования весом до 500 кг и два оператора.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"


Несколько машин такой модификации использовались в ВВС Израиля, но, к сожалению, качественных снимков этих самолётов, а также достоверных подробностей, касающихся состава оборудования и подробностей применения найти не удалось.

В ходе эксплуатации сфера применения «Аравы» была самой разнообразной. Самолёты достаточно часто применяли в качестве буксировщиков воздушных мишеней и при выполнении поисково-спасательных работ. При оборудовании полевых аэродромов «Арава» мог быть использован для доставки топлива и заправки других самолётов и вертолетов, а также для заправки в полевых условиях наземной техники. Для этого в грузовой кабине самолёта монтировались топливные баки общей емкостью до 2000 литров и заправочное оборудование.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"


Но, несмотря на усилия компании Israeli Aircraft Industries, пытавшейся привлечь иностранных покупателей боевыми возможностями, хорошими взлётно-посадочными характеристиками, устойчивостью, отличной для машин такого класса маневренностью, простотой и удобством эксплуатации, спрос на самолёты семейства «Арава» не оправдал ожиданий. Самолет, находившийся в серийном производстве с 1972 по 1988 год, был построен в количестве 103 экземпляра. При этом 2/3 машин были выпущены в военной конфигурации.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"


Помимо Израиля «Арава» поставлялась в 16 стран: Аргентину, Боливию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Камерун, Либерию, Мексику, Никарагуа, Папуа – Новая Гвинея, Сальвадор, Свазиленд, Таиланд, Эквадор. В значительной части стран этого списка имелись проблемы с антиправительственными вооруженными формированиями, и многоцелевые самолёты израильского производства применялись в боевых действиях.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

Легкий военно-транспортный самолёт "Арава" ВВС Колумбии


Показательным в этом случае является пример ВВС Колумбии. Три самолёта «Арава» с комплектом вооружения были переданы колумбийским ВВС в апреле 1980 года. Вскоре самолёты были задействованы совместно с «ганшипами» АС-47 против левых повстанцев, действующих в джунглях. Однако в роли штурмовика, действующего на малых высотах, самолёт оказался не слишком удачным. Относительно небольшая скорость и крупный силуэт делали его хорошей мишенью для зенитного огня. После того как с боевых заданий самолёты стали возвращаться с пулевыми пробоинами, а среди экипажей появились раненые, от такого использования «Аравы» отказались. В итоге к штурмовке позиций левацких вооруженных группировок и уничтожению вываленных объектов наркоторговцев стали привлекать специализированные противопартизанские самолёты: А-37, OV-10 и «Тукано».

Самолёты переключили на более свойственные им задачи: доставку продовольствия и боеприпасов в отдалённые гарнизоны, перевозку небольших отрядов военнослужащих, эвакуацию нуждающихся в медицинской помощи, ведение воздушной разведки и патрульные полёты. В лётных происшествиях в течение 10 лет было потеряно два колумбийских лёгких транспортника. К счастью для находившихся на борту, никто из них не погиб. На сегодняшний день в Колумбии осталась единственная «Арава», самолёт прошел ремонт и используется в гражданском секторе.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

IAI-202 ВВС Сальвадора на авиабазе Aereopuerto Militar de Ilopango


Впрочем, как показала практика использования в других странах, «Арава» оказался неплохим «ганшипом», особенно в ночное время. Имея на борту крупнокалиберный пулемёт, или лёгкую 20-мм автоматическую пушку, установленную в дверном проёме, самолет, летая по кругу, мог непрерывно обстреливать одну и ту же цель, находясь вне досягаемости эффективного огня лёгкого стрелкового оружия. При этом цель для лучшей визуальной заметности зачастую «маркировалась» фосфорными боеприпасами. Именно таким образом применялись сальвадорские IAI-202.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

Спутниковый снимок Googlе Еarth: сальвадорские IAI-202 на авиабазе Aereopuerto Militar de Ilopango

Помимо Сальвадора и Колумбии, «Аравам» довелось «понюхать пороха» в Боливии, Никарагуа, Гондурасе и Либерии. Сообщалось, что один либерийский IAI-202 был сбит зенитным огнём 14,5-мм установки ЗПУ-4. До недавнего времени один боливийский самолёт, вооруженный крупнокалиберными пулемётами и НАР, регулярно совершал боевые вылеты против наркобаронов, действующих в отдалённых районах страны. Как правило, «Арава» действовала в роли воздушного командного пункта, наводя и координируя действия лёгких реактивных штурмовиков АТ-33.

Израильский многоцелевой самолёт "Арава"

"Арава" ВВС Гондураса


Без сомнения, самолёты «Арава» имеют богатую боевую историю. Но специфика антиповстанческих действий такова, что подробности спецопераций, как правило, не просачиваются в СМИ. Несмотря на то, что большая часть машин эксплуатировалась на полевых аэродромах в странах, где уровень технического обслуживания оставлял желать много лучшего, аварийность была относительно не большой. В авариях и катастрофах было потеряно около 10% всего парка, причём основная часть лётных происшествий произошла по причине «человеческого фактора». Последний крупный инцидент с самолётом «Арава» случился 15 марта 2016 года. Машина, принадлежащая ВВС Эквадора, в плохих погодных условиях врезалась в склон горы. В катастрофе погибли 19 эквадорских десантников и 3 члена экипажа.

В настоящее время лётная карьера самолётов «Арава» в большинстве стран-эксплуатантов уже закончилась. Так, ВВС Израиля отказались от этой машины в 2004 году, и сейчас в лётном состоянии в мире осталось не более двух десятков машин. Несмотря на очень хорошие эксплуатационные и лётные данные, во многом выдающийся самолёт так и не заслужил должного признания. Причиной тому стало доминирование на рынке более именитых, чем израильская IAI, европейских и американских производителей авиационной техники и весьма специфическое положение Израиля в мире, что сдерживало экспорт авиатехники из этой страны в 70-80-е годы. Правительство ряда стран отказывалось от торговых отношений с израильскими компаниями по политическим причинам. К тому же, в отличие от СССР или США еврейское государство не могло себе позволить поставлять вооружения в кредит или дарить своим союзникам, что, безусловно, сказывалось на распространенности продукции израильского ВПК в мире.

По материалам:
http://airspot.ru/catalogue/item/iai-201-arava
http://1000aircraftphotos.com/HistoryBriefs/IAI-Arava.htm
http://www.zvo.su/VVS/voenno-transportnyy-samolet-arava.html
Автор: Линник Сергей

Источник →

Ключевые слова: ввс
Опубликовал Игорь Сипкин , 07.08.2017 в 14:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

О сайте

Присоединиться к сайту нажатием кнопки

новые читатели

66829 пользователям нравится сайт bazaistoria.ru

Поиск по блогу

Последние комментарии

Sergey
Uriy Groshew
Samarium
Сергей Белов
Вольнодумец
Arkadij Bokov
Алексей АК
Игорь Максаков
Серега
Валери (ака Авгур)
Алексей АК
Олег Калугин
Игорь Максаков
Олег Калугин
ИГОРЬ АВЕРИН
Валерий Кожевников
44 миллиарда надо отрабатывать.
Валерий Кожевников США готовы к вторжению. Предлог: "Теракт, аналогичный 9/11"
Вреда _
Алексей АК
Алексей АК
Вольнодумец